• Главная »
  • Общее развитие »
  • Артикуляция звуков Р, РЬ. Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков.

Артикуляция звуков Р, РЬ. Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков.

Уклад, органов артикуляции. Для произнесения звуков р, р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

 

Мягкий звук р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

 

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

1.        «Качели»

 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

 

Варианты:

 

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку (12). Следить, чтобы язык не су жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

 

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе (7), затем опускается к нижней (8). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

 

в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

 

г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), а затем между нижними зубами и губой (10). Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними (13, 14). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

 

е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не су жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

артикуляционное упражнение качели

2.        Достать языком нос.

 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

3.        Достать языком подбородок.

 

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

4.        «Язык перешагивает через зубы»

смотреть тутhttp://cvetsakura.ru/artikulyatsiya-zvukov-s-s-z-z-ts-podgotovitelnye-artikulyatsionnye-uprazhneniya-dlya-postanovki-i-korrektsii-zvukov/

 

5.        «Чьи зубы чище?»

 

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 

6.        «Маляр»

 

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

артикуляционное упражнение маляр

7.        «Лошадка»

 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

артикуляционное упражнение лошадка

8.        «Грибок»

 

9.        «Гармошка»

смотреть тут http://cvetsakura.ru/artikulyatsiya-zvukov-sh-zhch-shh-podgotovitelnye-artikulyatsionnye-uprazhneniya-dlya-postanovki-i-korrektsii-zvukov/

 

10.    Пощелкать кончиком языка.

 

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

 

11.    «Вкусное варенье».

12.    «Болтушка индюк» .

13.    «Фокус».

смотреть упражнение 11, 12, 13 тут http://cvetsakura.ru/artikulyatsiya-zvukov-sh-zhch-shh-podgotovitelnye-artikulyatsionnye-uprazhneniya-dlya-postanovki-i-korrektsii-zvukov/

14.    «Фырканье».

 

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

 

Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

 

15.    «Автомат».

 

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 

16.    «Барабан-I».

 

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

17. «Барабан-II».

 

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

артикуляционное упражнение барабан

Как провести время с ребенком http://sovr-women.ru/stati/semya/vospitanie-detey/