Активная речь ребенка. Речевое подражание. Делаем первые шаги.

 

 

Ещё на первом годе жизни у ребенка появляются первые речевые действия (гуление, лепет). После года, часто появляется «аморфные» слова (ав-ав, биби и т.п.). Это естественный этап речи, но долго на нем задерживаться и закреплять эти слова в речи ребенка все же не стоит.

 

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

 

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка со взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что активизировать речь детей нужно в его практической деятельности,  в игре, при возникновении подходящей наглядной ситуации.

При этом важно помнить об эмоциональном контакте, положительной мотивации, устойчивом внимании ребенка. Все это является залогом речевого подражания.

 

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).  Очень хорошо ежедневно заниматься пальчиковыми играми, развитием кистей рук.

 

Как и при развитии у детей пассивного словаря    http://cvetsakura.ru/rasshirenie-passivnogo-slovarya-rebenka-mladshego-vozrasta/  , мы должны помнить, как звучит наша речь:

-речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

 

Этапы развития речевого подражания:

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания  голосам животных — му, ав-ав, мяу и др.;

звукоподражания

подражания звукам музыкальных игрушек — бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.;

звукоподражание телефон

подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

поезд гудит ту-ту

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на,киса, утя и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т.п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов.

 

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка.

дает, на

 

девочка идет топ

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

 

Участвуя в нашем проекте Начинаем говорить, вы вместе с ребенком будете проходить эти важные этапы. Постепенно занятия усложняются и происходит переход «от простого к сложному».

Бита самооборона от хулиганов дубинка/ Дубинка в драке на улице