Расширение пассивного словаря ребенка младшего возраста.

 

На первых этапах речевой активности, важна роль пассивного словаря.

Пассивный словарь, это то, что ребенок «понимает, но не говорит» из-за возраста или задержки в речевом развитии.

К 1– 1,5 годам  пассивный словарь значительно шире, чем активный.

Но так же, часто, родители хотят видеть, что ребенок «понимает все», но  при более детальном общении выясняется, что значение многих слов,  понимание обращенной речи ограничивается настоящей ситуацией, нашими жестами, взглядом.

 

Родителям, близким, которые окружают ребенка надо помнить, что их речь – образец для ребенка, и поэтому желательно соблюдать некоторые правила речевого общения.

- правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

- четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией

звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

- простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

- повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения — взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

- богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

 

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия).

Слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребенок совершает действие — взрослый обозначает его глаголом и т.д.

 

В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. После усвоения ребенком некоторых понятий, можно просить его принести что-то вне поля его видимости, выполнить какое то действие (потанцевать,  поцеловать).

 

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, ша-Рик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта,

рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце,

расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник,вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай,

компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;

апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога,

светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

части тела

Глаголы

Собственные действия ребенка ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает,

пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;

[листья] падают и др.

 

слова действия

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый,

мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

 

Это примерный словарь, постепенно он будет расширятся новыми значениями, словами употребляемыми в семье.

 

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить

движение несколько раз);

да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить

движение несколько раз);

нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько

раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, накоторый хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным

пальцем на предмет;

сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе-

хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх под нят большой

палец;

молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы

ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к

сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под

щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на

расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или

одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони

(или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) — показать указательный пальчик.

 

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях

Источник: bablaa.ru