Речевое подражание. Играем и развиваем речь.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги.

Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.

К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. К году, ребенок может уметь выговаривать, около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др. Обращаем внимание, что это тоже считается словом). На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.

 

Для успешной стимуляции речевого подражания важно обратить внимание :

У взрослых -

речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

 

У ребенка-

ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить.

Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Как и речь формируется постепенно, так и в изучении и формировании навыков звукопроизношения осуществляется принцип «от простого к сложному». Важным является прохождение всех этапов.

- слова звукоподражания, слова – слоги. (Мууу, ав-ав, би-би);

- простые короткие слова (мама, папа…), «упрощенные» слова (кися, утя);

двух-трех сложные слова, произнесение их может быть приближено к правильному, сохраняется ритмико – интонационный рисунок слов.

- повторение коротких фраз, сначала это будут фразы из 2 слов («Мама, дай», «идем гулять»), позже количество слов будет увеличиваться.

Так мы видим, как и развитие речи, так и формирование звукоподражаний, первых слов и фраз будет проходить по схеме:

слова-слоги(упрощенные слова) – слова – фраза.

 

Вот примеры игр, которые помогут вызвать звукоподражания, закрепить их в речи ребенка, что будет способствовать общему развитию речи:

 

Кто за дверью? Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!».

Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

 

Что делает малыш? Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков. Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

звукоподражание

Музыкальные игрушки (с 1 года) Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике. Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

 

Что делает Ляля? (с 1 года) Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

 

Голоса животных (с 1 года) Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

 

Что вокруг тебя? (с 1 года) Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к не речевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха.

 

Любимые игрушки (с 1 года) Вам потребуются горка и мячик, кукла и одеяльце, собачка и блюдце. Несколько раз покажите малышу действия с игрушками: скатывайте с горки мячик; качайте на руках куклу, а затем накрывайте ее одеялом, укладывая спать; «кормите» собачку, окуная ее мордочку в стоящее перед ней блюдце. При этом произносите соответствующие звукоподражания: «Ух!» – покатился с горки мячик, «А-а!» – пойте, когда укачиваете куклу, «Бай-бай!» – покажите на спящую в кроватке куклу, «Ав-ав!» – лает собачка, «Ам-ам!» – собачка кушает и т. д. Теперь расставьте игрушки так, чтобы ребенку было их хорошо видно: положите мячик около горки, посадите или положите куклу на одеяльце, поставьте блюдце около собачки. Привлеките внимание малыша к игрушкам. Малыш начнет играть, воспроизводя знакомые ему действия. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий известные звукоподражания. С помощью этой игры вы будете учить ребенка самостоятельно выполнять знакомые действия с игрушками, повторять звукоподражания.

 

Новые игрушки (с 1 года) Возьмите куклу и легковую машинку, а также новые, незнакомые ребенку игрушки, например, мишку и грузовик. Сначала напомните, как качать на руках куклу, как укладывать ее спать, затем покатайте машинку. Произносите при этом звукоподражания: укачивая куклу, пойте: «А-а-а…», катая машинку, говорите: «Би-би!» Предложите малышу выполнить знакомые действия с новыми предметами. Для этого скажите: «Покачай куклу. Уложи куклу спать», «Покатай грузовик». Малыш будет сам выполнять привычные для него действия с новыми игрушками: качать куклу, катать грузовик. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий соответствующие звукоподражания.

Эта игра научит ребенка переносить действия, разученные с одним предметом, на другой, будет стимулировать малыша произносить в игре звукоподражания.

 

Топ-топ! Хлоп-хлоп! (с 1 года 3 месяцев) Прочитайте ребенку рифмовку и в соответствии с текстом выполняйте движения. Пусть малыш вслед за вами повторит эти движения и звукоподражания.

Хлопать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ручек не жалеет.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Своих ручек не жалеет.

Топать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ножек не жалеет.

Топ-топ, топ-топ!

Своих ножек не жалеет.

Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражания.

 

Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев) Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребенку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребенка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина».

Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.

 

Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев) Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).

Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражания.

 

Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев) Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“» Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква), ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).

Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных, развивает подвижность пальцев рук.

 

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик положите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Скажи! (с 1 года 6 месяцев) Вам потребуется несколько игрушек, которыми малыш постоянно играет и знает их названия. Покажите ребенку знакомую игрушку, вызовите к ней интерес, а затем произнесите: «Скажи: дай!» Подождите некоторое время, а затем отдайте игрушку малышу, даже если он не смог повторить за вами слово «Дай!» (Помните: важно не вызвать у ребенка негативной реакции на слово «скажи». Если же вы будете излишне настойчивы, то это может произойти.) Покажите малышу знакомую игрушку и спросите: «Что это?» Если ребенок не отвечает, то после паузы в 5-7 секунд подскажите: «Скажи: Ляля» или «Скажи: киса». Во время кормления или игры старайтесь вызывать у ребенка желание повторять за вами слова «на» и «дай».

Задача игры – стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов.

 

Диалог (от 2 лет) Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог: Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес? Ребенок: Мячик. Взрослый: Дай мячик. Что ты дал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Молодец!

Игра развивает умение произносить слова и фразы.

самые свежие отзывы о КП «Фирсановка-лайф» , цены на квартиры