Обследование состояния слоговой структуры слова.

Предлагаю часть методики обследова­ния состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формиро­вания у дошкольников.

Если ребенок затрудняется при выполнении заданий, следует обратиться к специалисту для определения плана работы с этим нарушением.

Называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

кот нос

Задание 2.  Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ — муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

муха дети

б) слова типа СГСГС — петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

вагон батон

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а)  слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

гном хлеб

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

зонт кекс

Задание 4.  Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а)  слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

майка окно

б)  слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5… Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ — панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

лопта кубики

б) слова типа СГСГСГС — котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

колобок

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

скакалка котенок

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а)   слова без  стечений  согласных  звуков    Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

буратино мухомор

б)  слова со стечениями согласных звуков — полотенце, светофоры, сковородка,   космонавты, учительница, вос­питательница.

полотенце мотоцикл магнитофон воспитательница

Комплекс Б

Задания на отраженное (при необходимости — за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1 — Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

 мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение  двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ — ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б)  слова типа СГСГС — венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в)  слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а)  слова типа СГСГСГ — дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б)  слова типа СГСГСГС — воробей,  петушок,  соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.  

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков — комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков — Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а)  слова без стечений согласных звуков — водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б)  слова со стечениями согласных звуков — выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.