Когда обращиться к логопеду?

Частый ответ на этот вопрос – после 5 лет. Но всегда ли это  оправданно?

Какие звуки, когда должны появляться?

На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Однако необходимо внимательно следить за тем, какие именно звуки не получаются. Для их отработки будут необходимы артикуляционные упражнения, специальные игры.

К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Ближе к пяти годам ребенок должен кроме свистящих произносить шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. Шестилетний дошкольник должен владеть всеми звуками родной речи, в том числе и наиболее сложными сонорными – произносить звук Р и твердый звук Л.

В норме к 5–6 годам речь ребенка должна стать чистой, то есть дошкольник должен произносить все звуки родного языка правильно.

Так, если в 4- 4.5 года у ребенка нарушено произношение 1-2 звуков (обычно, Р, Л), то можно подождать до 5-  5.5 лет.  Стоит обратить на это внимание и заниматься дома хотя бы артикуляционными упражнениями.

Это что касается звукопроизношения. Посмотрев на таблицу,  вы можете увидеть нормальное развитие фразовой речи.  И, если в 3-4 года, ребенок говорит предложениями  из 1-2 слов,  пропускает и заменяет слоги, имеет бедный словарный запас, то тут уже ждать не стоит.

Так же, если у ребенка есть неврологические заболевания, стоят диагнозы (дизартрия, алалия, ЗРР, ЗПРР) ждать  и пускать на самотек все не желательно. Ожидая тех самых «5лет» можно потерять 1-2 года, за которые многое можно было исправить.

Конечно, в 3 года,  заниматься постановкой звуков не целесообразно. Ребенок не усидчив, и как мы знаем некоторые звуки ещё допустимо не произносить.

А вот – занятия и игры по стимулированию речи, развитие речи и словаря необходимы, а артикуляционные упражнения укрепят, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения  дальнейшем.

Таким образом к логопеду можно обращаться:

с 3 лет, если речь отсутствует или на уровне простых слов.

с 4 – 4, 5 лет, если нарушено произношение 7-10 звуков.

с 5 – 5, 5 лет, если в речи нет 1-2 звуков.