Работа над слоговой структурой слова. Подготовительный этап.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом  этапе ребенку предлагаются  задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (  узнавание предмета по характерному для него звуку)и слуховой памяти на материале неречевых звуков  (Где позвонили? Узнай музыкальный инстру­мент по звуку.  Сколько раз ударили в барабан?).

Например: — Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребен­ком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

- Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (встать)… стоп. Влево… стоп, и т.д.

Аналогично можно проводить игру с предметами, пере­мещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

 

2.   Работа  над  ритмом   (сначала  над  простым,  затем   над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроиз­ведения  ритма:  отхлопывание  в ладоши,  отстукивание  мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

  Сосчитать, сколько раз хлопнули  в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагает­ся простой, а затем сложный);

  Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

  Узнавание   ритмов   и   соотнесение   их  с   определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

   Воспроизведение определенного ритма по образцу лого­педа, по заданному рисунку;

  Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

   Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после­дующей записью ритмического рисунка символами;

  Воспроизведение долгих звуков (дудка,  губная гармош­ка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический  рисунок  может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА

 

Предварительная логопедическая работа заключается в обу­чении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ла-доши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой И т. д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритми­ческого рисунка контура простых слов.

 

Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:

1.Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал»! ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

2.   Подобрать как можно больше слов к определенной рит- ; мической структуре.

3.   Подобрать слова к определенным ритмическим структу­рам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура, слова

Отхлопывание ритмического рисунка   синтезированного контура

 Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:

ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА

 

Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка сло­ми проводятся на речевом материале в определенной последо-нагельности, с выделением хлопком каждого слога в слове.

Речевой материал:

-   двухсложные слова, состоящие из двух открытых сло-t он — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;

-   трехсложные слова из открытых слогов — панама, кана­ва, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;

-   односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и I. п.;

 

двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;

двухсложные слова с одним закрытым слогом и со сте­чем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;

двухсложные слова с закрытым слогом и стечением со­гласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;

трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пуле­мет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;

трехсложные слова из открытых слогов со стечением со­гласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;

трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;

 

 

3.   Формирование общей  координации движений под рит­мическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осу­ществляется в условиях логопедического дошкольного образова­тельного учреждения.

 

4.   Упражнения  на  развитие динамического  праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу,   по   словесной   инструкции   или   под   счет:   кулак   — ребро, кулак — ребро — ладонь.

 

5.  Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение   движений   одновременно   обеими   руками   (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

 

6.    Графические   упражнения

-  Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

- Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

-  на  переключение   (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…

Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз­вития ребенка.

 

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина,   конец;  перед,   за,   после;  первый,   последний.  Данные

понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и   сложной   слоговой   структуры.

 

- Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

-  Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сдела­ешь потом?

- Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.

 

- Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрос­лый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

 

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слого-вым рядом можно рекомендовать создание дидактических иг­ровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной*. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: пер­вый последний, начало — середина — конец, между за — перед после {Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в млад­шем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, та­кими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоми­нают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать гром­кую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражатель­ности {Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью {Руки в стороны — в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук {Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками {Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один — много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвое­нию ритмической структуры родного языка.

 

Формирование звукопроизношения на данном этапе не яв­ляется самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с со­блюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закры­тые и обратные слоги (пап-ап).