Слоговая структура слова. Коррекционный этап. Слоги.

 Некоторые авторы  предлагают использовать вспомогательные методы (Большакова – ручные позы обозначающие проговариваемый звук, Ткаченко – графические символы).

 

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обес­печивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестанов­ку слогов.

 

Детям предлагаются следующие задания:

   Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

   Произнести  звук  О  столько  раз,   сколько  раз  логопед хлопнул в ладоши;

   Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повто­рение  звуков  за логопедом,  чтение  букв,  запись  буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ  ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

  Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

  Узнавание   серии   звуков   по   беззвучной   артикуляции и произнесение их с голосом;

  Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответ­ствии  с  этим  ритмом  произнести  гласные  звуки  следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

 

Упражнения:

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

А — И         А — И — О      у _ а — И — О

А —У          У — А — И      э — У — А — И

И — О         И — О — Ы     А — И — О — Ы

Ы — А       Э — У — А       И — Э — У — А

У — Э         А — Ы — О     У — А — Ы — О

А — О        И — Ы — Э     О — И — Ы — Э

О — У        О — У — А      Э — О — У — А.

 

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произ­ношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных);

быстро (либо медленно).

 

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе авто­матизации и дифференциации отрабатываемых логопедом зву­ков.

 

- повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, за­тем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:

  с общим согласным:

МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

  с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ — ДУ;

 

  обратные:

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

  закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК МОК МУК МЫК МЭК

КАП — ПАП       ПЫХ — ТЫХ

ТУК — МУК        БОК — ВОК;

  прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со­
гласными:

БА — БЯ \ АП — АПЬ \ ВУ — ВЮ \  УФ — УФЬ \МО -  МЁ \ ЕН — ЕНЬ;

 

Задания могут быть следующие:

  Составление  всех  возможных  слогов  из  предложенных букв («Кто больше?»);

   Нанизывание колец на стержни с одновременным про­изнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

  Упражнение   с   пальцами   «Пальчики   здороваются»   (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

  Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги пря­мые, обратные, со стечением согласных);

   Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

   Наращивание   слогов   («Скажи   на   один   слог   больше, чем  я»):  са-со…;

  Уменьшение  количества  слогов  («Скажи  на  один  слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

  Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

  Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и  среднего  или  большого и  указательного  пальцев ведущей руки,  причем одинаковые слоги  отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

 

  Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са,  а-со,  а-су,  а-сы;

и-са,  и-со,  и-су,  и-сы;

у-со,  у-со,  у-су,  у-сы;

о-са,  о-со,  о-су,  о-сы;

  Запоминание и повторение цепочки слогов:

са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

 

   Повторение за логопедом, чтение серии слогов со сте­чением согласных: ста-сто-сту-сты;

 

о-ста, а-сто,  а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто,  и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто,  о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто,  у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные уп­ражнения можно заменить упражнениями на проговаривание сте­чений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

 

РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

 

Следует обратить особое внимание на отработку этих заданий.

 

- Слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения)

ПА – ТПА  \  КА – ТКА  \ ФА – ТФА  \  МА – КМА \  ТА – ПТА \  ФА – КФА \  НА – КНА

ХА  - ПХА  \ ВА – ДВА \  БА – ДБА \  ГА – ДГА \  ДА – БДА

 и т.д. с гласными О, У.

 

-  повторение цепочки слогов со стечением согласных звуков и  сменяемой гласной в конце слога.

 ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ

КТА – КТО – КТОУ – КТЫ

ХТА — ХТО – ХТУ – ХТЫ

 и т.д. со слогами  ФТА, ТПА, ТКА, ТФА  и т.п.

 

- повторение открытых и закрытых слогов со стечением согласных

 

КНА — АКН       ГНА — АГН     ДМО — ОДМ     ТМО — ОТМ      ПТУ — УПТ        БМУ — УБМ  СКЭ — ЭСК    СТЫ — ЫСТ

 

-        повторение слогов с оппозиционными согласными:

ФТА — ФТЯ        ФТА — ВДА

ТКО — ТКЁ          ТКО — ДГО

КМУ — КМЮ        КМУ — ГМУ

СПЫ — СПИ         СПЫ — ЗБЫ

ПТЭ — ПТЕ         ПТЭ — БДЭ;

-         слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА      СКО – КСО    ХТУ — ТХУ       ЗБЫ — БЗЫ       ПНЭ — НПЭ

ТПА  - ПТА       БНА – НБА          ХФА – ФХА             СПА -  ПСА           КТА – ТКА  и т.п.

-  повторение слоговых сочетаний с тремя согласными звуками

АХТПА  ,     АСТМА,       АКТПА,      АПСТА,       АСКПА,      АПСКА,     АМСТА  то же с гласными О, У.

 

- повторение цепочек слоговых сочетаний с тремя согласными звуками и сменяемым гласным в конце

АХТПА – АХТПО – АХТПУ – АХТПЫ

АКТПА – АКТПО – АКТПУ – АКТПЫ

АПТКА – АПТКО – АПТКУ – АПТКЫ

АФТКА – АФТКО – АФТКУ – АФТКЫ  и т.п.

 

-  повторение слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками

АФТКПА,      АПТКМА,       АМХТПА,     АКХТФА,       АКХМНА   то же с гласными О, У.

 

- повторение цепочек слоговых сочетаний с тремя согласными звуками и сменяемым гласным в конце

АФТКПА – АФТКПО – АФТКПУ – АФТКПЫ

АПТКМА – АПТКМО – АПТКМУ -  АПТКМЫ  и т.п. с ранее отработанными слоговыми сочетаниями.