Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Может ли компания подать на банкротство, если идет налоговая проверка?

Прежде всего отметим, что руководство должно помнить, что в одних случаях подача заявления о банкротстве является их правом, а в других – обязанностью. Ст.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит о том, что должник вправе обратиться в арбитражный суд, если к банкротству есть объективные предпосылки. Например, в компании складывается ситуация, свидетельствующая о том, что в скором времени она не сможет оплатить налоги, перечислить зарплату своим сотрудникам и т.д.

Ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень ситуаций, когда руководитель компании обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Например, такое заявление должно быть подано, если задолженность по зарплате перед сотрудниками по причине отсутствия денег составляет 3 месяца и более.

Отсюда можно сделать вывод, что сама по себе налоговая проверка не является основанием подачи заявления о банкротстве. Тем более, что пока проверка не завершилась, невозможно утверждать, какую недоимку обнаружат налоговики и обнаружат ли ее вообще.

А теперь рассмотрим, что происходит, когда компания подала на банкротство, а ФНС еще не завершила налоговую проверку.

  1. Налоговая проверка будет продолжена, а налоговики могут подавать заявление о включении в реестр кредиторов. Причем на это право не будет влиять то обстоятельство, что окончательного акта по итогам налоговой проверки еще нет. ФНС будет пользоваться всеми правами конкурсных кредиторов (налоговая инспекция сможет участвовать в собраниях кредиторов, возражать против включения в реестр требований других субъектов и т.д.). Возможен второй вариант: ФНС не включается в реестр требований кредиторов, проводит проверку и выносит свое решение, а далее использует свое право на приостановку срока и включается в реестр.
  2. Арбитражный суд не может включить в реестр требований кредиторов недоимки без вступившего в силу акта ФНС. Поэтому орган правосудия приостанавливает срок рассмотрения дела о включении налоговой в реестр кредиторов до тех пор, пока ФНС не вынесет решение о доначислениях.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Какой период может быть охвачен проверкой?

«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

Читайте также:  Никто не выйдет на пенсию по возрасту в 2023 году. Как так получилось

То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.

Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?

В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).

Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Исходя из юридической практики, можно действительно сделать вывод о том, что заинтересованность налоговиков к компаниям, ходатайствующим о признания банкротства, значительно ниже. Тому есть несколько причин:

  1. Вероятность того, что удастся применить денежные взыскания, крайне мала, поскольку налоговые сборы в списке требований кредиторов значатся третьей очередью, и фактически реальные взыскания применяются крайне редко.
  2. Даже если налоговики все же решили провести аудит, не факт, что выявленные нарушения попадут в кредиторский реестр и будут удовлетворены. На проведение контрольных мероприятий, составление документации нужно время, и чаще всего его недостаточно даже для того, чтобы инспекторы успели заявить о санкциях до того, как реестр закрыт.
  3. Зачастую налоговики сами не заинтересованы в проведении аудита в отношении компании, находящейся на грани банкротства, из-за нежелания портить показатели статистики (как уже было сказано, вероятность денежных взысканий в таких ситуациях крайне мала, а вот показатели собираемость налогов и пени испортить можно).

Благодаря всем этим причинам компании, являющиеся потенциальными банкротами, чаще всего исключаются из плана контрольных мероприятий. Однако стоит понимать, что этот тезис действует только в отношении фирм, находящихся на заключительной стадии банкротства, то есть фактически уже не функционирующих. На начальных этапах или же в случае, если началось так называемое «оздоровление бизнеса», визита налогового инспектора скорее всего избежать не получится.

То же самое можно сказать о случаях, когда за фирмой числится существенная сумма задолженности.

Выездная налоговая проверка начата в конкурсном производстве

В настоящей статье мы, опираясь на букву изменчивого закона, порассуждаем о возможности уголовного преследования за неуплату налогов, доначисления которых произошли в ходе процедура банкротства. Иными словами рассмотрим такую связку: Банкротство — выездная налоговая проверка — уголовная ответственность за неуплату налогов. Поскольку тема весьма деликатная, наши рассуждения не будут содержать никаких конкретных выводов, никаких советов и никаких призывов к действию. Мы лишь рассмотрим процедурные моменты, оставив читателю богатую пищу для размышлений. Итак, приступим.Банкротство это неспособность должника удовлетворить в полном объеме свои денежные обязательства перед всеми кредиторами, в том числе и налоговые обязательства.При наступлении известных обстоятельств, либо сам должник, либо кто-то из его кредиторов подает заявление о банкротстве должника в арбитражный суд.

Налоговая проверка при банкротстве

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. 5. Ликвидация нулевого ООО без налоговой проверки Проверяемый период – три предшествующих проверке года. Далее инспектирующими проводятся следующие мероприятия: инвентаризация, изъятие документации, в присутствии понятых осматриваются все помещения, составляется справка, где полностью описывается проведенная проверка и ее сроки.
Вся полученная документация подвергается анализу в течение 2-х месяцев. После того, как проверка завершилась, оформляется акт, где детально прописываются все нарушения или указывается, что таковые отсутствуют.
Необходимо отметить, что процедура банкротства не вечная и рано или поздно, но суд вынесет определение о завершении конкурсного производства, из которого будет следовать, что:- требования кредиторов (в том числе и налогового органа), в виду недостаточности конкурсной массы будут считаться погашенными;- определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.Ликвидация должника, как вы помните — это основание, в соответствии со статьей 59 НК РФ, для признания налоговых обязательств безнадежных ко взысканию, с последующим исключением из лицевых счетов. И вот теперь, дорогой читатель, мы подходим к самому главному, и, в некотором смысле, весьма забавному моменту.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

  • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

  • Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

  • Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

  • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

  • Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

  • Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

  • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Зачем нужна налоговая проверка при банкротстве?

Законом и разъяснениями высших судов закреплено, что любой кредитор, который желает закрепиться в реестре должника-банкрота, должен соблюсти ряд обязательных требований.

Делается это для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции кредиторов, интересы которых весьма различны, для всех были созданы одинаковые условия, при которых ни одно необоснованное требование не сможет быть противопоставлено независимым участникам дела.

Такая обязательная процедура установлена и для требований по налоговым платежам: инспекция обязана установить факт налогового правонарушения, чтобы в предусмотренном законом порядке предъявить требование о взыскании налогов.

Для этого, по общему правилу, требуется проведение проверки, в ходе которой будут установлены факты несоблюдения компанией законодательства и определены размеры подлежащих уплате обязательных платежей, а также произведены налоговые доначисления.

Кроме того, зачастую именно выявленные в ходе налоговой ревизии нарушения руководителями компании законодательства становятся основой решения о привлечении их к субсидиарной ответственности в деле о несостоятельности.

Так, например, установление факта выплаты должником дивидендов в пользу участников при наличии неисполненных обязательств перед бюджетом создает презумпцию доведения компании до банкротства.

В каком порядке проводится налоговая проверка при банкротстве?

Закон не содержит каких-либо ограничений или особенностей для проведения налоговых ревизий в отношении компаний, находящихся в процедуре несостоятельности.

Вместе с тем, по практике, налоговики не особо заинтересованы в проведении таких проверок, потому что им необходимо установить свои требования в реестре, а для этого необходимо соблюсти сроки, которые могут быть пропущены за время проведения проверки.

Но, если ФНС все же решится провести контрольные мероприятия в отношении банкрота, то порядок действует общий, без каких-либо отличий от обычной ситуации, когда дело не осложнено банкротством.

В целом, действовать будет следующий алгоритм:

  • Принятие налоговой решения о проведении ревизии;
  • Уведомление должника о предстоящей проверке (не обязательно в случаях камеральных проверок);
  • Само проведение проверки, в ходе которой исследуются документы организации и могут быть привлечены эксперты;
  • Оформление документов по итогам проведенных мероприятий и, в случае выявления нарушений, решения о привлечении к налоговой ответственности.
Читайте также:  Как подать возражение на судебный приказ

Программа ФНС для получения отсрочки по налогам

Нередко руководители ООО сталкиваются с трудностями и не могут выплатить налог в полной мере. Чтобы не доводить дело до начала процедуры банкротства, стоит заранее уведомить уполномоченный орган – сделать это можно лично или с помощью специального онлайн-сервиса.

Постановления и информация на сайте ФНС обновляется регулярно, поэтому следить за всеми новостями намного проще. Воспользоваться сервисом и программным обеспечением ФНС может любой гражданин, которому необходимо отправить какие-либо документы в налоговую службу. В случае если на сайте найдена ошибка в тексте или возникают вопросы о функционировании интернет-сервисов, необходимо заполнить специальную форму, которая направляется редактору сайта ФНС. В случае критической ситуации на производстве, чтобы не давать никаких подозрений, стоит заполнить специальную электронную форму на сайте, отправить ее и получить отсрочку по страховым выплатам, налоговым платежам.

Может ли компания подать на банкротство, если идет налоговая проверка?

Прежде всего отметим, что руководство должно помнить, что в одних случаях подача заявления о банкротстве является их правом, а в других – обязанностью. Ст.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит о том, что должник вправе обратиться в арбитражный суд, если к банкротству есть объективные предпосылки. Например, в компании складывается ситуация, свидетельствующая о том, что в скором времени она не сможет оплатить налоги, перечислить зарплату своим сотрудникам и т.д.

Ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень ситуаций, когда руководитель компании обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Например, такое заявление должно быть подано, если задолженность по зарплате перед сотрудниками по причине отсутствия денег составляет 3 месяца и более.

Отсюда можно сделать вывод, что сама по себе налоговая проверка не является основанием подачи заявления о банкротстве. Тем более, что пока проверка не завершилась, невозможно утверждать, какую недоимку обнаружат налоговики и обнаружат ли ее вообще.

А теперь рассмотрим, что происходит, когда компания подала на банкротство, а ФНС еще не завершила налоговую проверку.

  1. Налоговая проверка будет продолжена, а налоговики могут подавать заявление о включении в реестр кредиторов. Причем на это право не будет влиять то обстоятельство, что окончательного акта по итогам налоговой проверки еще нет. ФНС будет пользоваться всеми правами конкурсных кредиторов (налоговая инспекция сможет участвовать в собраниях кредиторов, возражать против включения в реестр требований других субъектов и т.д.). Возможен второй вариант: ФНС не включается в реестр требований кредиторов, проводит проверку и выносит свое решение, а далее использует свое право на приостановку срока и включается в реестр.
  2. Арбитражный суд не может включить в реестр требований кредиторов недоимки без вступившего в силу акта ФНС. Поэтому орган правосудия приостанавливает срок рассмотрения дела о включении налоговой в реестр кредиторов до тех пор, пока ФНС не вынесет решение о доначислениях.

Как известно, требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В первую очередь должник делает текущие платежи – оплачивает судебные расходы, связанные с ведением его дела в суде, далее компания должна выплатить зарплату сотрудникам, работавшим по трудовым договорам после того, как заявление о банкротстве было принято и т.д. Не стоит забывать и об обязательствах, обеспеченных залогом: предмет залога реализуется отдельно, а средства от его продажи поступают залоговым кредиторам и никому больше. Налоговые недоимки, образовавшиеся по итогам налоговой проверки, не относятся к текущим платежам, поэтому на практике могут возникать ситуации, когда денег и имущества компании не хватит, чтобы удовлетворить требования ФНС. Следовательно, ничто не мешает арбитражному суду списать долг компании-банкрота по налогам.

Важно! Однако стоит помнить, что компания не всегда может рассчитывать на списание налогового долга. Так, например, если обнаружится, что к банкротству компанию умышленно привел руководитель, то он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Кроме того, арбитражный управляющий может оспорить сделки компании и вернуть в конкурсную массу незаконно отчужденное имущество.

Отсюда следует, что банкротство предприятия при налоговой проверке может стать хорошим вариантом избавления от больших недоимок. Однако чтобы воплотить данный вариант развития событий в жизнь, необходимо, чтобы процедуру банкротства юридических лиц сопровождал опытный юрист, который:

  • проконтролирует порядок проведения выездной налоговой проверки, оценит ее риски;
  • поможет инициировать процедуру банкротства;
  • приложит все усилия (в рамках закона), чтобы максимально защитить активы предприятия;
  • не допустит привлечения контролирующих компанию лиц к субсидиарной ответственности.

Если ваша компания стала объектом налоговых проверок, и вы опасаетесь доначисления налогов, пени и штрафов – обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы знаем, как юридически грамотно списать долги перед ФНС и свести все возможные риски к нулю.

Особенности проведения

При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.

Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.

Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...