Является ли Служба по контракту трудовой деятельностью?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли Служба по контракту трудовой деятельностью?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Контракт военнослужащего: расрпостраняется ли на него трудовой кодекс РФ?

Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.

Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.

Требования к выпускникам ВУЗов

Специалист с высшим образованием заслуженно считается более грамотным. Он легко осваивает новую технику и готов работать в изменяющихся условиях. Не каждый выпускник может заключить контракт. Для получения места в рядах вооруженных сил необходимо соответствовать требованиям:

  1. Входить в возрастной период от 18 до 40 лет. Таким образом, после получения диплома у вас есть время подумать.
  2. Иметь хорошее здоровье. На медицинской комиссии необходимо получить группу «А» или «В». Эти группы разрешают служить в армии.
  3. Показать свою физическую подготовку путем успешной сдачи нормативов. Проверять будут скорость, выносливость и силу.

Также будущему контрактнику придется пройти ряд психологических тестов, которые определят его пригодность для прохождения службы в определенном роду войск. Если эти требования не будут соблюдены, то контракт заключен не будет. Не торопитесь с увольнением с предыдущего места работы, чтобы не остаться без средств к существованию.

Армейская служба входит в расчет большинства видов стажа. Обычно для этих целей ее протяженность берется равной фактической календарной, но возможны и особые случаи.

Источники:

  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Комментарий к Статье 349 ТК РФ

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

Читайте также:  Развод при наличии несовершеннолетних детей в 2023 году

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Особые условия оплаты труда представителей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусмотрены и актами федеральных органов по труду. Например, Постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Уведомляем о приеме на работу бывшего военного

О заключении трудового договора с бывшим военнослужащим, стоящим на воинском учете, работодатель должен уведомить военкомат. Сделать это необходимо в течение двух недель по форме, установленной приложением 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Примечание. За неисполнение обязанности по уведомлению военкомата работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, предусматривающей штраф 1 000 руб.

Но это не все. Поскольку военные являются государственными служащими, на них распространяется действие законодательства о коррупции, в частности Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии со ст. 12 этого закона, а также ст. 64.1 ТК РФ:
— граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
— работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Обратите внимание! Такие перечни установлены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016 N 175.

Согласно установленному порядку сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем, либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество гражданина;
— число, месяц, год и место рождения гражданина;
— должность военной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с нее (по сведениям, содержащимся в военном билете);
— наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));
— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Обратите внимание! За неисполнение этой обязанности ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрен для организации штраф в размере до 500 000 руб.

Кроме этого, на военнослужащих распространяется следующее ограничение: лица, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
То есть до оформления трудового договора военный, на которого распространяется данное ограничение, должен представить новому работодателю разрешение специальной комиссии.

Для начала отметим, что понятие «общий трудовой стаж» применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» используется такое понятие, как трудовой стаж, который учитывается при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
А Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) уже установлен такой вид пенсии, как страховая пенсия по старости. Право на нее имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом N 400-ФЗ. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие страхового стажа определенной продолжительности. При прохождении военной службы страховые взносы не перечисляются и должны перечисляться только при дальнейшем трудоустройстве бывшего военного.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы. Кроме этого, если военный проходил службу на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, время такой службы засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Читайте также:  Ветераны боевых действий имеют право на льготы по уплате следующих налогов

К сведению. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.

В общий трудовой стаж бывшего военнослужащего засчитывается и время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных организациях высшего образования, поскольку в силу ст. 2 Закона N 76-ФЗ курсанты таких организаций уже являются военнослужащими.
Поскольку, как правило, работодатели принимают на работу бывших военнослужащих, они обычно на этот момент получают пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности (по выбору). Впоследствии при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости бывшие военные уже имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1)).
При определении права на пенсию за выслугу лет военных, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, в общий трудовой стаж включаются:
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом N 173-ФЗ до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом N 400-ФЗ.

Примечание. С 01.02.2017 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации составляет 4 805 руб. 11 коп. в месяц.

Для получения страховой пенсии бывшим военнослужащим необходимо наличие следующих условий:
— получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
— достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
— наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии, по линии военного ведомства не менее 8 лет (на 2017 год);
— наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов. В 2017 году она равна 11,4.
Также стоит отметить, что в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в их общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно указанному закону.

Что войдет в 42 года стажа

Когда человек оформляет пенсию специалисты ПФР считают его страховой стаж. Этот показатель влияет, в частности, на размер пенсии.

Однако порядок расчета страхового стажа для определения права на досрочный выход на пенсию мужчинам (при наличии 42 лет стажа) будет отличаться от стандартных правил — для досрочной пенсии будет учитываться не весь страховой стаж. Такое ограничение было введено п. 4 ст. 8 нового закона № 350-ФЗ от 03.10.2018.

По новому закону в 37 лет стажа включается:

  • официальная работа или иная деятельность на территории РФ, за которую уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
  • официальные периоды нахождения на больничном.

«Военные» вопросы в новом пенсионном Законе

Четверг, 18.10.2018, 11:46:40

Отвечаем на вопросы, связанные со службой в армии

В новом пенсионном Законе предусмотрен «большой» стаж для мужчин 42 года (для выхода на пенсию досрочно), засчитывается ли в эти 42 года служба в армии или только работа?

По новому Закону лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 2 года ранее достижения нового пенсионного возраста – но не ранее достижения возраста 60 (мужчины) и 55 лет (женщины).

периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории России, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались взносы в ПФР, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Никакие другие нестраховые периоды, в том числе служба в армии в этот стаж не засчитываются.

Законом, действующим с 01 января 2020 года, один год военной службы по призыву дает право на 1,8 балла.

В 2020 году баллы – правильное их название «индивидуальный пенсионный коэффициент» – участвуют в формуле, по которой рассчитывается страховая пенсия. ]

Сможет ли оформить военный пенсионер «гражданскую» пенсию с 2020 года досрочно при стаже 42 года и будет ли ему учтен при подсчете этого стажа период службы в органах?

Военные пенсионеры – это одна из немногих категорий граждан, которым начисляется две пенсии: «военная» и «гражданская».

Одну пенсию они получают по линии силовых структур.

Другую – если выработали определенный стаж, работая в гражданских учреждениях, достигли необходимого пенсионного возраста и набрали определенное количество пенсионных баллов.

Она называется «страховая пенсия по старости без фиксированной выплаты».

Ответственность военнослужащего

Если непосредственный руководитель решит, что дополнительная работа мешает военнослужащему в выполнении воинских обязанностей, то он вправе запретить заниматься указанными видами деятельности по совместительству. Запрет оформляют в письменном виде и подтверждаться документами, свидетельствующими о том, что военнослужащий совершил дисциплинарное нарушение. Например, опоздал на службу, вовсе не прибыл не службу, либо иным образом нарушил дисциплину.

Если в ходе административного расследования будет установлено, что нарушение произошло в следствие занятий дополнительно совмещаемой деятельностью, на военнослужащего могут наложить дисциплинарное взыскание. Если военный с решением о взыскании не согласен, он имеет право оспорить его в суде или в административном порядке.

Виды материального обеспечения служащих контрактного состава

На весь период действия договора с воинской частью гражданин РФ или иностранного государства обеспечивается:

  • Денежным довольствием, предусматривающим надбавки за выслугу, профессиональную квалификацию, работу с документами секретного характера, особые условия службы, выполнения задач, связанных с риском для жизни, уровень физической подготовки. Также служащему полагается ежегодная выплата материальной помощи, равной одному окладу.
  • Компенсацией проезда в обе стороны (выплачивается служащим по контракту в районах Крайнего Севера);
  • Продовольственными, вещевыми продуктами;
  • Жильем. Предоставляются кубриковые, малосемейные общежития, служебные квартиры. При отсутствии жилых фондов выполняются доплаты за съем жилья в черте гарнизона или ближайшего населенного пункта.
  • Страховым полисом.
  • Социальными гарантиями, необходимыми для получения образования.
  • Подъемным пособием, если контрактник переезжает на новое место службы из своего региона.
  • Выплатами за выполнение боевых задач в условиях чрезвычайной обстановки и вооруженных конфликтов.
  • Медицинским обслуживанием – бесплатное лечение, стоматологические услуги в военных госпиталях, назначением необходимых фармацевтических препаратов.
Читайте также:  Каков срок действия дисциплинарного взыскания

Гражданину, решившему служить по контракту, стоит начать с посещения пункта отбора в своем регионе.

Алгоритм отбора кандидатов на службу по контракту

Итак, теперь рассмотрим алгоритм оформления на службу по контракту. Он представляет собой следующее:

  1. Прием всех обращений районным комиссариатом.
  2. Проведение консультации потенциальному военнослужащему об условиях контракта и обсуждение иных вопросов.
  3. В зависимости от результатов проводится оценка возможностей и определяется перечень основных должностей, которые могут подойти по контракту желающему.
  4. Затем начальник комиссариата рассматривает заявление и решает, пускать ли его дальше: в положительном случае дается направление на прохождение медицинского освидетельствования, а также психической диагностики.
  5. Когда все подготовительные и отборочные этапы пройдены, комиссариат отправляет новоприбывшему военнослужащему документы и предоставляет военный номер. В случае, если служба проходится новобранцем впервые, выдается военный билет.
  6. Если кандидат полностью подходит по всем критериям, то начинается оформление протокола по определенным Министерством обороны нормам.
  7. При необходимости оформляется доступ к государственной тайне.
  8. Затем, когда заявление подписано, его отправляют в пункт отбора в течение трех дней. Предоставляется также номер воинской части, где необходимо пройти испытания, что позволят определить уровень физической подготовки. В это же время проводится оценка личностных качеств.
  9. Когда все пройдено, оформляется приказ для отправки военнослужащего в воинскую часть, а также выдается предписание.
  10. Финальным этапом является отправка командиру воинской части уведомления о прибытии всех новобранцев, которые прошли испытания физической диагностики.

Длительность первого контракта и условия продления

Теперь что касается сроков службы в армии и ряда условий, которые предоставлены контрактнику для продления договора.

Итак, в качестве минимального срока контракта в армии выступают 3 года — это относится ко всем первым контрактам для претендентов на должность не выше сержанта или старшины. Если же максимально предусмотренное звание является офицерским — контракт на базе высшего образования — в качестве минимума выступают пять лет.

Остаться в армии можно при условии высокой исполнительности и отсутствия инцидентов. Таким образом, условия продления ничем не отличаются от тех, какие предоставляются военнослужащему при первичном договоре. Продлить контракт можно на срок от трех до десяти лет. Существуют также лица, подписавшие или продлившие контракт после поступления на службу в военное учебное учреждение, — срок контракта таковых составляет пять лет после получения диплома.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32 Закона N 53-ФЗ).

Условия контракта о прохождении военной службы включают следующее (п. 3 ст. 32 Закона N 53-ФЗ):

  • обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;
  • обязанность гражданина (иностранного гражданина) добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;
  • право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ, определяющим статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Требования и условия службы в армии по контракту

Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:

  1. Главой V Закона «О воинской обязанности» (ФЗ №53 от 28.03.1998 года).
  2. Специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Возраст гражданина. Если заключается первый контракт, то гражданин РФ должен быть не младше 18 лет и не старше 40 лет .
  2. Образование. Принимаются граждане, имеющие образование, начиная от среднего и выше.
  3. Категории лиц. К прохождению контрактной службы допускаются граждане, которые ранее уже проходили армейскую службу — контрактную или по призыву; граждане, находящиеся «в запасе»; женщины, и другие категории граждан (ознакомиться с полным списком лиц, которые могут быть допущены к прохождению службы по контракту в ВС РФ, можно в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» ст. 34).
  4. Состояние здоровья. К службе по контракту допускаются лица, прошедшие военно-врачебную комиссию и причисленные ей к одной из групп «А» (человек «годен» к военной службе) и групп «Б» (человек годен к военной службе с незначительными ограничениями).
  5. Уровень физической подготовки. Он должен соответствовать нормативам, прописанным в НФП-2009. Физическая подготовка контрактника оценивается по таким качествам, как быстрота, выносливость, сила. С целью оценки перечисленных параметров гражданин, поступающий на контрактную службу должен выполнить по одному упражнению по каждому из них для проверки.
  6. Ограничения по профессиональной пригодности. Во время отбора кандидатур на прохождение контрактной службы будут рассматриваться дела граждан, которые получили заключение о присвоении следующих категорий:
    — I. Данная категория присваивается гражданам, которые «рекомендуются в первую очередь»;
    — II. Эта категория означает, что граждане «рекомендуются»;
    — III. Означает, что гражданин «условно рекомендуется». При отсутствии первых двух категорий.

Контракт: плюсы и минусы

Российская контрактная армия — явление относительно новое. Чего же в нем больше – плюсов или минусов? Рассмотрим для начала положительные моменты.

Очень значимо то, что граждане призывного возраста имеют выбор: проходить добровольную или обязательную службу. Многими контрактниками служба признается выгодной, поскольку она позволяет получить стабильность, многочисленные привилегии, льготы, а также избежать безработицы. Наемники более свободны в службе и перемещении: если срочники имеют множество ограничений, то современная служба по контракту сравнима с обычной работой.

Теперь о минусах. По статистике, практически пятая часть заключивших контракт разрывают его в первые месяцы службы. Видимо, на это есть причины. Разрываются контракты и по инициативе противоположной стороны — в основном за излишнее употребление алкогольных напитков или в случае непрохождения испытательного срока. Огромным минусом любой военной службы, и контрактной в частности, является необходимость рисковать здоровьем и жизнью.

Далеко не все могут смириться и с присутствующим ограничением личного пространства и свободы: командировки, подчинение приказам, неустроенный быт в полевых условиях, необходимость ношения формы – этого никто не отменял. Несмотря на множество привилегий и надбавок, не все контрактники остаются довольны зарплатой, к тому же ее увеличение не поспевает за инфляцией.

***

Итак, служба по контракту в армии — новое перспективное направление, дающее массу преимуществ решившим на нее поступить. Но принимать решение нужно осознанно и после тщательного изучения всех плюсов и минусов этого безусловно благородного дела.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Военнослужащие».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...