Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса

Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Важно!

Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 N А65-17070/2010).

Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Актуальная проблема.

На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.

Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.

Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Исходя из официальной позиции, учитывать при расчете выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по данному налогу, нужно. Так, например, исходя из письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592 нормой пункта 1 статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается в соответствии со статьей 148 НК РФ. Таким образом, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Судебная практика.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Часть арбитражных судов поддерживает занятую налоговыми органами позицию. Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял операции, как облагаемые НДС, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, налогоплательщик применял освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ. В отношений операций, освобождаемых от налогообложения НДС, налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ

В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.

То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.

По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.

Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Изложенный подход о применении показателя выручки только в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, как отметил Президиум ВАС РФ, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02, согласно которой при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В частности, оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выручка, полученная некоммерческой образовательной организацией от такой деятельности, правомерно не учитывалась образовательным учреждением при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Арбитражные суды разделяют приведенную правовую позицию ВАС РФ (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А70-60/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-372/2012).

Из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, усматривается, что налоговым органом при определении выручки в целях статьи 145 НК РФ учитывалась полученная выручка от реализации жилых помещений (квартир), тогда как в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ подобные операции налогообложению НДС не подлежат.

Комментарий к Ст. 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом нормами п. 1 ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12, по смыслу указанной нормы НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

При этом в Постановлении ВАС РФ указывается на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Аналогичные выводы содержатся также и в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также и выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/72). Кроме того, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541). Также в связи с тем, что стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе, не соответствует понятию «выручка», стоимость таких товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учитывается (Письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. N 03-07-15/40261).

Читайте также:  Последствия процедуры банкротства физического лица в 2023 году

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос о том, включается ли выручка от осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, в выручку для целей применения ст. 145 НК РФ.

В таком случае можно обратить внимание на разъяснения Минфина России, изложенные в Письме от 20 сентября 2012 г. N 03-07-07/94. В нем Минфин России указал, что выручка от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ. Отметим, что реализация земельных участков входит в число операций, которые согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В связи с изложенным можно прийти к выводу, что выручка от реализации иных товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, также подлежит учету в целях применения ст. 145 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС не вправе пользоваться:

а) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение 3

предшествующих последовательных календарных месяцев;

б) организации, указанные в ст. 145.1 НК РФ.

Подакцизными товарами, в частности, признаются:

этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком

виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное

вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; табачная продукция; автомобили легковые;

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин;

топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или)

вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Однако в данном случае следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О, в котором был сделан вывод, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров.

Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Также в силу п. 3 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.

Продление освобождения на новый срок

В случае если организация по истечении 12-месячного срока освобождения желает продлить его использование на новый срок без перерыва, то не позднее 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, в налоговый орган представляются:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб. (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения использования освобождения);
  • уведомление о продлении использования права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в течение последующих 12 календарных месяцев.

Как получить освобождение от НДС

Предусмотрен заявительный порядок применения освобождения от НДС.

Чтобы получить освобождение от НДС нужно представить в налоговый орган:

— уведомление об освобождении от НДС;

— выписку из баланса (для организаций) или выписку из выписка из книги учета доходов и расходов (для ИП);

— выписку из книги продаж.

Так, указывается, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и подтверждающие документы, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Пример

Налогоплательщик желает получить освобождение от НДС начиная с января.

Уведомление и документы представляются в налоговый орган не позднее 20-го января.

Форма письменного уведомления утверждена Приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н (форма уведомления об использовании организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость).

Перечень подтверждающих документов определен п. 6 ст. 145 НК РФ.

Так, организации представляют:

— выписка из бухгалтерского баланса;

— выписка из книги продаж.

ИП представляют:

— выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

— выписка из книги продаж.

Для продления освобождения, по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

— документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Он касается отправки уведомления. В форме документа, утвержденной приказом Минфина, предусматривается отрывная часть. В ней должна проставляться отметка контрольного органа о том, что им было получено извещение от субъекта. Данный корешок считается разрешительным документом для предпринимателя или организации. но в ряде случаев налоговая инспекция устанавливает требования, касающиеся приема всех документов. В частности, субъектам предписывается опускать бумаги в специальный почтовый ящик в самом контрольном органе. В таком случае необходимо выяснить телефон отдела, осуществляющего регистрацию поступившей корреспонденции. Его сотрудники располагают информацией о входящем номере документации. В предусмотренных в п. 3 и 4 рассматриваемой нормы случаях допускается направлять бумаги и уведомление заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Днем их предоставления в таких ситуациях будет считаться шестой день с даты отправки корреспонденции. Этот момент необходимо учитывать и корректировать сроки отправки. Как правило, хозяйствующие субъекты приносят уведомление и подтверждающие документы лично.

Отказ от освобождения: НДС выгоднее начислить в следующих случаях

Казалось бы, зачем отказываться от предоставляемой льготы? Но в некоторых случаях может быть выгоднее начислять НДС на общих основаниях.

Дело в том, что при освобождении от НДС не исчисляется не только налог, начисленный с реализации, но и входной. Если он регулярно превышает начисленный, то выгоднее не пользоваться освобождением.

Или если, например, необлагаемые в соответствии со ст. 149 НК РФ операции занимают небольшую долю в обороте компании, то затраты на организацию раздельного учета могут превысить выгоду от экономии на НДС. В этом случае также лучше исчислить НДС по всей реализации без применения льгот.

Отказываясь от права на освобождение от НДС, следует учитывать особенности, связанные с каждым из вариантов предоставления льготы.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Добавим, что выручка рассчитывается исходя из поступлений от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах. Включая оплату ценными бумагами. Также в расчет выручки надо брать поступления по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса РФ не признается территория Российской Федерации.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Такое определение дано в статье 53 Налогового кодекса РФ. Порядок определения налоговой базы по НДС устанавливаются статьей 153 Налогового кодекса.

Читайте также:  Что такое технический план помещения и как его получить

По общему правилу выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех поступлений налогоплательщика, так или иначе связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Другими словами, в налоговую базу по НДС включают деньги, полученные от поставщиков за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, а также любое иное имущество. Скажем, основные средства, товары, материалы, готовая продукция, векселя, облигации и т.п.

И еще. Налоговая база определяется в рублях.

То есть поступившую валюту за реализованные товары (работы, услуги) пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (п. 3 ст. 153, п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ). Это общее правило. Однако есть и исключения. Так, полученная иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центробанка на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Речь идет о выручке от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Общие правила определения налоговой базы:

1. Если ставка НДС одна, то налоговая база будет общей.

Необходимо суммарно определить налоговую базу по хозяйственным операциям, которые были осуществлены на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.

2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы также будут разные.

Здесь необходимо отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам,в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.

3. Выручкой являются денежные и натуральные поступления в счет оплаты.

С полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выручки, необходимо заплатить НДС. То есть сумма выручки и является налоговой базой.

Здесь необходимо помнить, что для целей НДС под выручкой понимаются все доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Прежде всего это деньги. Кроме них, это любое иное имущество, например, основные средства, материалы, продукты питания, ценные бумаги и др. Такие доходы необходимо учитывать в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить, на основании пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ.

4. Выручка должна быть исчислена в рублях.

Налоговый кодекс требует, чтобы налоговая база была определена только в рублях. В случае если за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги контрагент расплатился валютой, то эту сумму необходимо пересчитать в рубли. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (аванса) в соответствии с пунктом 3 статьи 153, пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Из последнего правила есть ряд исключений. первое исключение касается выручки, которая получена за товары (работы, услуги), предусмотренные подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Валютную выручку, полученную за эти товары (работы, услуги), необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ. Однако пересчет должен быть произведен на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса РФ.

Кроме этого, специальная дата для пересчета валютной выручки установлена для налоговых агентов, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранцев, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.

В такой ситуации налоговый агент обязан исчислить, удержать за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу, и уплатить в российский бюджет сумму НДС на основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Пересчитать сумму в валюте, которая подлежит уплате иностранцу, необходимо на дату фактического осуществления расходов по оплате товаров (работ, услуг). Таково требование пункта 3 статьи 153, пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

В табличном виде это будет выглядеть так:

Хозяйственная операция Дата пересчета валютной выручки
Реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ День поступления оплаты за отгруженные товары, либо выполненные работы, оказанные услуги
Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика День перечисления денежных средств в оплату товаров, выполненных работ, оказанных услуг
Иные операции по продаже товаров (работ, услуг) за иностранную валюту День отгрузки или день получения от покупателя предоплаты (аванса)

Кто имеет право на освобождение?

Процедура освобождения от НДС регулируется ст.145 НК. Право на него имеют организации и ИП, которые отвечают следующим условиям:

— с момента регистрации прошло хотя бы 3 месяца;

— выручка (без НДС) за 3 предыдущих месяца в совокупности не более 2 млн. руб.;

  • — отсутствует реализация подакцизных товаров или при одновременной продаже подакцизных и неподакцизных товаров ведется раздельный учет операций по ним.
  • Обратите внимание: есть ситуации, на которые освобождение не распространяется, в частности:
  • — импорт товаров в РФ;
  • — исполнение обязанностей налогового агента (продажа товаров иностранным покупателям, аренда муниципального и государственного имущества).
  • Минфин настаивает, что расчет выручки за предыдущие 3 месяца учитывает выручку в полном объеме (кроме авансов и выручки по товарам, которые приобретаются налоговыми агентами):
  • — от реализации как подакцизных, так и неподакцизных товаров;
  • — от операций, которые не облагаются НДС (ст.149);

— от операций, которые объектами налогообложения по НДС не признаются (п.2 ст.146 НК).

Пример. ИП Кулешов находится на общей системе налогообложения. Выручка без НДС за февраль 2012 года составила 500 000 руб, за март – 400 000 руб., за апрель – 600 000 руб. С 1 мая Кулешов может воспользоваться освобождением от уплаты НДС.

Особенности применения режима освобождения

Какие положительные и отрицательные моменты дает налогоплательщику право на реализацию освобождения от уплаты НДС?

Прежде всего, отметим положительные стороны:

1) снижение налогового бремени;

2) отсутствие обязанности представлять налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, 04.04.2014 № ГД-4-3/6132, 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594).

Напомним, что такие организации вправе отказаться от выставления им счетов-фактур поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав) путем оформления договора либо соответствующего соглашения (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Отрицательными моментами являются:

1) потеря права на налоговый вычет «входного» НДС у контрагентов, применяющих общую систему налогообложения;

2) необходимость в выставлении счетов-фактур при реализации товаров (с проставлением штампа «Без налога (НДС)») (п. 5 ст. 168 НК РФ);

3) трудоемкость раздельного учета (при осуществлении операций, в отношении которых уплачивается ЕНВД, либо при реализации подакцизных и не подакцизных товаров);

4) при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС возникает обязанность начисления и уплаты НДС в бюджет. Но при этом у налогоплательщика отсутствует возможность принятия «входного» НДС к налоговому вычету;

5) в отношении ряда операций остается обязанность исчисления и уплаты НДС:

— при ввозе товаров на территорию РФ;

— исполнении обязанностей налогового агента;

— исполнении обязанностей налогоплательщика, возложенных ст. 174.1 НК РФ на участника простого товарищества, концессионера, доверительного управляющего.

В связи с этим организация обязана представить налоговую декларацию по НДС.

Такая декларация может быть представлена на бумажном носителе (письмо ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880 @).

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Это интересно: Как узнать и где взять кадастровый номер земельного участка?

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Утверждены Правила освобождения от НДС импорта товаров

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 451 Налогового кодекса РК от 25 декабря 2020 года импорт товаров, предусмотренных подпунктами 1), 2), 4) — 13) и 15) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость.

Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта указанных товаров в рамках Евразийского экономического союза определяется Правилами, утвержденными приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2020 года № 204, который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.

Импорт товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС освобождается от налога на добавленную стоимость при представлении деклараций по косвенным налогам по импортированным товарам в орган государственных доходов с соответствующими документами, предусмотренными Правилами.

Освобождению от НДС подлежит следующий импорт:

— банкнот и монет национальной и иностранной валюты (кроме банкнот и монет, представляющих собой культурно-историческую ценность), а также ценных бумаг;

— товаров, за исключением подакцизных, ввозимых по линии государств, правительств государств, международных организаций в целях благотворительной помощи, оказания технического содействия;

— товаров, осуществляемом за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств и международных организаций;

— товаров, ввезенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульскими должностными лицами, консульскими служащими, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

— космических объектов, оборудования объектов наземной космической инфраструктуры, ввозимых участниками космической деятельности, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;

— лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники при соблюдении определенных условий;

— лекарственных средств, используемых (применяемых) в области ветеринарии, изделий ветеринарного назначения и ветеринарной техники, сурдотифлотехники, включая протезно-ортопедические изделия, специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники при соблюдении определенных условий;

— инвестиционного золота, импортируемого Национальным Банком Республики Казахстан, банком второго уровня или юридическим лицом — профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан;

— сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, помещенных под таможенную процедуру свободного склада юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по инвестициям

Товары, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8, , 13 и 14 Правил, используются только в тех целях, в связи с которыми предоставлено освобождение. В случае использования импортерами указанных товаров в иных целях, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии со статьей 456 Налогового кодекса.

Читайте также:  Дома подлежащие сносу петрозаводск

Товары, указанные в пунктах 11 и 12 Правил, используются:

в области здравоохранения:

субъектами здравоохранения для осуществления фармацевтической или медицинской деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности и (или) талоном о приеме уведомления, копией уведомления с отметкой о приеме центром обслуживания населения или талоном в форме электронного документа на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения;

в сфере ветеринарии:

физическими и юридическими лицами для осуществления ветеринарной деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности (только для лицензируемых видов деятельности в сфере ветеринарии) или документа, подтверждающего деятельность в области ветеринарии.

В случае использования импортером указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых инвалидам) в целях, не соответствующих фармацевтической, медицинской или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, налог на добавленную стоимость, не уплаченный по импорту таких товаров, подлежит уплате в бюджет.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 2 статьи 399 Налогового кодекса приказом Министра финансов РК от 23 февраля 2020 года № 267 также утверждены Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, которые определяют порядок освобождения от НДС импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса.

Правилами освобождения от НДС определен перечень товаросопроводительных документов, которые необходимо представить для получения освобождения от НДС

Приказ от 23 февраля 2020 года вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 17 апреля 2020 года.

Действие Правил освобождения от НДС распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

.

НДС: Освобождение от уплаты налога

В случае если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три месяца не превысила установленного лимита, но в одном из них организация осуществила реализацию подакцизных товаров без организации раздельного учета. Поэтому начиная с того месяца, в котором произошло нарушение, организация утрачивает право на освобождение и начисляет налог по соответствующей ставке. Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели теряют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС в том случае, если: — в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров; — до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщики не представят налоговую декларацию по НДС в качестве обычного плательщика. В случае потери права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели признаются обычными налогоплательщиками вне зависимости от их желания. При потере права использования освобождения от налогообложения НДС организация или индивидуальный предприниматель могут получить его на новый срок. При этом они должны не позднее 20-го числа месяца представить в налоговые органы: — документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения права на освобождение); — уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев. Стоит отметить, что данным положением могут воспользоваться организации или индивидуальные предприниматели только в том случае, если прекращение было добровольным, то есть прекращение права на освобождение было связано с истечением срока действия, а не нарушением установленного требования. Также уведомление и соответствующие документы представляются в налоговый орган непосредственно или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. Если организация или индивидуальный предприниматель не захочет продлять действие освобождения на новый срок, то должен применяться вышеназванный добровольный порядок прекращения права на освобождение. На практике во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно применяются правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ, или, иными словами, устанавливаются «переходные положения». Так, при получении права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Таким образом, при переходе с обычного режима на режим освобождения от налогообложения необходимо восстановить ранее возмещенные суммы НДС. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Указанный НДС не включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а в соответствии со ст. 264 НК РФ учитывается в составе прочих расходов. Следует также отметить, что нормы, предусматривающей непосредственную обязанность по уплате таких сумм НДС в бюджет, не установлено. В частности, п. 5 ст. 173 НК РФ в данном случае неприменим. Указанное положение является пробелом в законодательстве о налогах. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения законодательства о налогах должны трактоваться в пользу налогоплательщика. При возврате к общему порядку исчисления НДС суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в общем порядке.

Что делать, если уведомление подано не вовремя

Для получения освобождения от уплаты НДС лицам, которые соответствуют установленным критериям, необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В нем указывается размер выручки, допускающий такую налоговую льготу. Уведомить налоговую инспекцию требуется до 20-го числа того месяца, с которого вы рассчитываете получить освобождение от НДС.

Следует отметить, что ранее, а именно до середины 2014 года, налоговики предъявляли жесткие требования к своевременному представлению уведомления и в случае нарушения установленного срока отказывали в применении положений ст. 145. Однако в 2015 году было вынесено беспрецедентное постановление Пленума ВАС РФ № 33, в котором было указано, что нарушение срока представления уведомления не может являться основанием для отказа в освобождении от НДС, поскольку важен сам факт того, что налоговики были проинформированы. Поскольку подобные разъяснения указанных инстанций обязательны к применению налоговыми органами вне зависимости от иного мнения Министерства финансов РФ и ФНС, это стало хорошим подспорьем в деятельности претендующих на освобождение организаций. В особенности благоприятно данный факт отразился на субъектах предпринимательства, которые:

  • не уплачивали НДС ранее, полагая, что их деятельность является льготной по ст. 149 НК РФ;
  • осуществляли операции без начисления НДС после утраты права на использование спецрежимов, например ЕНВД или УСН.

Эти организации и лица, в случае соответствия требованиям ст. 145, могут заявить свое право на освобождение от НДС и таким образом избежать последствий, связанных с неуплатой НДС (штрафов, пеней). Кроме этого, не нужно будет представлять налоговую декларацию.

Отметим также, что правом на освобождение от НДС по ст. 145 хозяйствующий субъект может воспользоваться даже в период проведения в отношении него контрольных мероприятий.

Начав использовать освобождение от НДС по статье 145 НК РФ, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Когда этот период истечет, вы должны подать в инспекцию:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн. руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • если выручка за какие-либо три месяца превысит 2 млн. руб.;
  • если вы продадите подакцизный товар.

Право не платить НДС утрачивается с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение выручки или началась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Утрата права на патент или УСН

Индивидуальный предприниматель пропустил очередной срок оплаты за патент и в связи с этим лишился права на применение патентной системы налогообложения. При этом считается, что с начала того налогового периода, на который был выдан патент, налогообложение ведется по основной системе. Следовательно, предпринимателю за указанный период необходимо исчислить и уплатить НДС, а также отчитаться по нему.

Может ли он в этой ситуации воспользоваться налоговым освобождением, при условии, что попадает под требования статьи 145 НК РФ? Да, может – такова позиция арбитражных судов. Правда, уведомить об этом ФНС все-таки придется, пусть и с опозданием. Налоговики обязаны документы принять, рассмотреть и установить, имеет ли налогоплательщик право воспользоваться освобождением от НДС (то есть определить, не превышает ли его выручка лимиты, установленные упомянутой нормой Налогового кодекса).

Условия освобождения от уплаты

Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:

  • С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
  • Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.

Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.

Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:

  • Подайте в ИФНС уведомление по форме из приложения 1 к приказу Минфина № 286н от 26 декабря 2018 года. Срок — до 20 числа месяца, с которого начнётся применение льготы. В уведомлении укажите помесячную выручку без учёта НДС за 3 последних месяца. Например, если хотите льготу в августе, — нужны суммы за май, июнь, июль.
  • Приложите документы, подтверждающие право на освобождение от НДС — выписки из бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах (для ООО), книги продаж, учёта доходов и расходов (для ИП). Если перешли на общий режим с упрощёнки — выписку из КУДиР.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...