Как таксопарку с «подключенцами» выбрать систему налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как таксопарку с «подключенцами» выбрать систему налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

Особенности сферы такси

Перед тем, как оформить ИП для такси, стоит проанализировать плюсы и минусы этого бизнеса.

Преимущества такси:

  1. У сферы такси нет территориальных ограничений. Вы можете предлагать услуги дальних перевозок, выезжать за пределы региона и дополнительно зарабатывать.
  2. Совокупная чистая прибыль от перевозок в такси — около 70%.
  3. Услуги такси требуются постоянно, а спрос не зависит от сезона и метеорологической обстановки. Более того, при плохих погодных условиях количество заказов только растет.
  4. Спрос на такси круглосуточный.

Недостатки сферы:

  1. Поездка на такси обходится клиентам дороже, чем на общественном транспорте. Это так или иначе может влиять на спрос.
  2. Как и во многих других сферах, работать с людьми не всегда просто. Например, если машина задержится из-за проблем на дороге, недовольные клиенты могут оставить жалобы и негативные отзывы. Подобных случаев в такси много. ИП должен сохранять клиентоориентированность даже в ситуациях, когда водитель объективно не виноват.
  3. В сфере перевозок высокая конкуренция. Чтобы выделиться среди крупных и популярных сервисов и нелегальных перевозчиков, нужен хороший маркетинговый план.

В каких случаях ИП выгодно перейти с действующего спецрежима на самозанятость

ИП выгодно перейти на самозанятость, если он работает в одиночку, продает товары собственного производства, сдает в аренду жилую недвижимость и при этом:

  1. Не хочет платить обязательные страховые взносы за себя. На режиме НПД такой обязанности нет, но можно добровольно платить взносы, чтобы получать пенсионный стаж. Можно вносить любые, даже минимальные суммы на свое усмотрение, а не в фиксированном размере.
  2. Принимает деньги от физлиц, но не готов тратиться на покупку и обслуживание онлайн-кассы. Самозанятые могут принимать оплату от клиентов любым способом и без кассы. Вместо этого они выдают клиентам чеки из бесплатного приложения «Мой налог».
  3. Имеет непостоянные заработки. У самозанятых нет обязательных платежей кроме налога: 4% с оплаты, поступившей от физлиц, и 6% — от юрлиц. Нет заработка — нет и налога. С первых после регистрации заработков платить придется еще меньше благодаря бонусу в 10 000 рублей, который дает скидку к налогу в 1% с оплаты от физлиц и в 2% — от юрлиц.
  4. Не любит возиться с отчетами. Самозанятые не обязаны отчитываться в налоговую о доходах.

Как правильно оформить расчеты с пассажирами

С 01.07.2018 года все ИП-таксисты обязаны будут иметь ККМ и при расчетах с пассажиром выдавать ему кассовый чек.

До этой даты:

  • если ИП применяет ЕНВД или ПСН, то он вправе не использовать ККМ при расчетах с пассажирами при условии выдачи им по их требованию документа, подтверждающего прием денежных средств;
  • если ИП применяет УСН, то также может не применять ККМ, но при условии выдачи пассажирам бланка строгой отчетности (БСО). БСО должны иметь определенные реквизиты, установленные на законодательном уровне. Они могут быть изготовлены или типографским способом, или с использованием автоматизированной системы, которая может быть встроена в таксометр;
  • если ИП применяет ОСНО, то он в любом случае обязан применять ККМ.

Обязанность оплаты транспортной пошлины лежит на всех владельцах автомобилей и других ТС. Кем является собственник — юридическим или физическим лицом — не имеет значения (абз. 1 ). Индивидуальные предприниматели также отчисляют в казну плату за использование транспортного средства. На эти обязательства не влияет система налогообложения:

  • обычная;
  • патент;
  • УСН;
  • ЕНВД.

Важно! Если ТС было передано в пользование по доверенности до 29.07.2002 г., то налогоплательщиком считается лицо, указанное в документе. Именно оно обязано отчислять налоговую пошлину за владение транспортом.

На 2021 год налогоплательщиками считаются собственники транспортных средств, с которых необходимо уплачивать налог. К таким объектам относятся:

  1. автомобили, мотоциклы, автобусы;
  2. водный транспорт (яхты, катера и пр.);
  3. воздушный (вертолёты, самолёты).

Освободиться от налога можно, если транспортное средство ИП не попадает под критерии объекта налогообложения (п. 2 ). Платить не требуется за:

  • Отдельные виды водного транспорта (немощные лодки, промысловые суда, суда для пассажирских и грузовых перевозок и пр.).
  • Легковые автомобили, обустроенные для инвалидов.
  • Агротранспорт.
  • Воздушные судна санавиации.

Полный список объектов представлен в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 358 НК РФ).

Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели

Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:

  • Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
  • ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
  • Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.

Во избежание недоразумений рекомендуется сохранять квитанции об оплате – они могут пригодиться, если при зачислении сумм была допущена ошибка или при незачете денежных средств самими налоговиками.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

Читайте также:  Налоговая декларация для ИП и ЮЛ на УСН за 2022 год

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».

Применима ли упрощенная система налогообложения для ИП-такси?

Чтобы применять УСН, предприниматель-таксист должен соответствовать требованиям, определенным гл. 26.2 НК РФ. Основные требования таковы:

На упрощенке необходимо сдавать всего одну отчетную форму, что, несомненно, является большим плюсом. А вот уплачивать налог придется 4 раза в год.

Если выбрать объект «доходы», то налог будет рассчитываться по поступившим суммам. Уменьшить его разрешается на сумму страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем за себя и за своих работников в течение отчетного/налогового периода.

Если выбор сделан в пользу объекта «доходы минус расходы», то нужно понимать, что:

В целом уплата УСН-налог в такси достаточна интересна. Режим несложный, не обременен отчетностью, нужно лишь соблюдать требования, установленные для него Налоговым кодексом. Отметим, что во многих регионах в целях поддержки малого бизнеса (а упрощенка предназначена именно для таких субъектов) власти снижают налоговые ставки по УСН, что также добавляет привлекательности данному режиму.

Доступно ли такси налогообложение в виде НПД?

НПД — это налог на профессиональный доход. Плательщиков такого налога называют самозанятыми. Они могут и не иметь предпринимательского статуса. Но поскольку деятельность такси подлежит лицензированию, то самозанятому нужно оформить ИП, чтобы получить лицензию и правомерно вести свой бизнес.

В том, как получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разбирались эксперты К+. Чтобы изучить этот материал, воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.

Предприниматель должен зарегистрироваться в качестве самозанятого в налоговом органе и установить приложение «Мой налог». После каждого расчета с клиентом данные направляются в налоговый орган. Здесь снова исключается ошибка предпринимателя в расчете налога, поскольку налог считают налоговики. Налоговая ставка не большая и варьируется в зависимости от того, кому были оказаны услуги — юридическому лицу (6%) или физическому (4%). Базой выступает сумма доходов, полученных от клиентов. Годовая величина доходов ограничена 2,4 млн руб.

Режим освобожден от сдачи каких-либо отчетных форм в налоговые органы, что является немаловажным фактором при его выборе.

В последнее время очень актуальными становятся вопросы работы с агрегаторами такси: в каком качестве зарегистрироваться, чтобы заниматься перевозкой пассажиров, по какому договору работать с агрегатором, какие налоги уплачивать. Ответы вы найдете в статье «Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси».

В случае расширения оказываемых услуг по перевозке пассажиров возможно вписать дополнительные коды. Дополнительный код может быть не один.

Лицензия на такси без ИП на собственном автомобиле — возможно ли сделать

По закону ИП не обязано осуществлять деятельность по всем обозначенным в заявлении кодам. Главную роль здесь выполняет основной.

Важно! При необходимости предприниматель имеет возможность внести дополнительные коды ОКВЭД в свои регистрационные данные.

Возможны такие дополнительные коды:

  • 42 — оказание услуг по перевозкам при переезде;
  • 11 — легковые автомобили передаются в лизинг и аренду;
  • 20 — деятельность, которая связана с обработкой телефонных вызовов.

Наказание за работу без лицензии и ИП

Работа такси без оформления ИП и лицензии наказывается штрафами:

  • За нелегальную перевозку людей и их багажа, зафиксированную впервые, водителю придется заплатить 50 000 рублей.
  • Для ИП штраф за такое нарушение составляет 100 000 руб.
  • Повторное нарушение повлечет такие же санкции плюс конфискацию машины.
  • За установку опознавательных фонарей и нанесение «шашечек» без официального разрешения штраф водителю — 5 000 руб., ответственному лицу — 20 000 руб.
  • Невыдача чека пассажиру наказывается штрафом в 2010 тыс. руб.
  • Отсутствие ККТ чревато санкциями от 30 000 руб.
  • При повторном нарушении работа службы такси приостанавливается на 90 дней.
Читайте также:  Можно ли списать долги по алиментам?

Штрафы предусмотрены за отсутствие предусмотренной информации в салоне (1 000 руб. с водителя, 10 000 руб. — с ответственного лица). Неустановленный вид машины наказывается штрафом в 3 000 руб. водителю и 10 000 руб. должностному лицу.

ИП вправе выбрать такой вид деятельности, как служба такси. Предпринимателям разрешается подобрать оптимальную схему налогообложения. Но при этом обязательно необходимо получить лицензию и установить онлайн-кассу. Машины и водители должны соответствовать установленным требованиям. Нарушения этого порядка приводят к затратам на штрафы.

Отношения партнеров с водителями

Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.

А как расчеты с водителями – физ.лицами?

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?

Выбирая эту систему, вы обязаны будете вести полноценный документооборот всех финансовых операций, платить подоходный налог (НДФЛ), налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

Данная система сложна как с точки зрения бухгалтерской отчетности, так и с точки зрения затратности её использования. Основным и очень значительным недостатком для осуществления деятельности организации, является сложность в оформлении и сдачи отчетности. Необходимость строго соблюдать все нормы бухгалтерского документооборота и тонкости сдачи регулярной отчетности в контролирующие органы вынуждает предпринимателей нанимать на работу квалифицированного бухгалтера, и обязывать водителей выписывать, учитывать и правильно оформлять все приходные органы и квитанции за каждый заказ. В теории это кажется не так сложно, как на практике.

Как платит налоги ИП-таксист

Предпринимательская деятельность в сфере пассажирских перевозок доступна практически каждому человеку, обладающему автомобилем и небольшим количеством средств. Для того чтобы иметь возможность перевозить людей, необходимо, прежде всего, открыть индивидуальное предприятие. Действовать нужно исключительно в рамках закона.

Иметь лицензию или нет — индивидуальное решение каждого будущего таксиста. Конечно, предприниматель может совершать деятельность без лицензии, но ее отсутствие не дает возможности совершать работу на постоянной основе. Обычно лицензия на совершение пассажирских и грузовых перевозок выдается на 5 лет.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...