Специфика социальной работы как профессиональной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специфика социальной работы как профессиональной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.

Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть Российская энциклопедия социальной работы — М., 2006, ИСР, под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.:

  • — социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ССУЗов, ВУЗов и др.);
  • — социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);
  • — социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
  • — социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной защиты на дому и другие органы опеки);
  • — службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);
  • — валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому).
  • 23 апреля 2001 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами — того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.

Специфика профессиональной социальной работы

Современная профессиональная социальная работа выступает как:

  • • многогранная целенаправленная деятельность государственных, частных организаций, отдельных лиц по оказанию по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и создании для этого необходимых условий и т. д.;
  • • деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками;
  • • деятельность, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию;
  • • деятельность, реализуемая на основе информирования, диагностики, консультирования, прямой натуральной и финансовой помощи, ухода и обслуживания больных и одиноких, педагогической и психологической поддержки;
  • • деятельность, ориентирующая клиентов на собственную активность по разрешению трудных ситуаций;
  • • область профессиональной практики по содействию людям в решении их личностных проблем;
  • • область активной деятельности, направленной на создание мер социальной поддержки.

Понятие профессиональной социальной деятельности

По мнению экспертов по трудоустройству, наиболее распространенными и актуальными являются такие специальности:

  • Социальный работник. Так называют сотрудников, в обязанности которых входит оказание помощи пенсионерам, детям, инвалидам, кризисным семьям с целью улучшения условий их быта и правовой защиты. Услуги клиенты могут получать как в учреждении, так и непосредственно на дому. Соцработники могут консультировать граждан по разным вопросам, помогать по хозяйству, покупать медикаменты и продукты.
  • Социальный педагог. Деятельность этого работника заключается в оказании помощи, направленной на социализацию ребенка в обществе, его адаптацию к жизненным условиям. Специалист может выявить проблемы в развитии подростка и своевременно принять меры по их устранению, он также работает с семьями (биологическими или приемными), консультируя их по вопросам воспитания детей. Трудится в школах или в других государственных и коммунальных учреждениях.
  • Специалист органа опеки и попечительства. Он занимается защитой интересов и прав детей, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, недееспособных и инвалидов. В его функции также входит контроль над попечителями и опекунами, профилактическая работа с несовершеннолетними во избежание совершения ними правонарушений.
  • Социолог. Эта профессия не связана непосредственно с оказанием помощи гражданам, но ее представители во многом формируют государственную политику в социальной сфере. Ученые и специалисты изучают процессы, происходящие в обществе, актуальную проблематику, волнующую людей в целом и отдельные категории граждан в частности. Исследования могут проводиться по заказу государства или других структур, результаты принимаются во внимание при принятии управленческих решений.

Получать образование социального направления можно во множестве вузов по всей стране. В первую очередь нужно обращать внимание на гуманитарные, педагогические или классические университеты.

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Это один из ведущих вузов страны, имеющий в своей структуре институты психологии, педагогики и детства. Здесь можно получить профессии семейного психолога, способного оказать поддержку кризисной семье, социального педагога для разных учреждений, высококвалифицированного соцработника. При формировании программ применяются лучшие отечественные и зарубежные достижения.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этом вузе кроме стандартных специальностей есть ряд интересных программ, в частности «Педагогика и психология девиантного поведения» (работа с трудными детьми и подростками), «Социальная демография», «Конфликтология» (в корпоративном управлении, а также в этно-культурной среде). Все институты вуза сотрудничают с крупными университетами Европы, Азии и Северной Америки.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. На факультете социальных коммуникаций можно получить знания по социальной работе, организации работы с молодежью. Выпускники смогут поддерживать молодежные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе, в качестве инициаторов, менеджеров и наставников. Они получают навыки использования ресурсов государства, бизнеса и других структур для решения важных проблем.
  • Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) в своей деятельности ориентируется на медико-социальную работу с населением. Выпускники могут трудиться в медицинских, реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждениях, оказывать помощь на дому. Также готовятся специалисты по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры предлагает выучиться по специализации «социально-культурная деятельность». Кроме того, здесь есть профиль, готовящий квалифицированных сотрудников по психологии межнациональных отношений и поликультурному образованию молодежи, что особенно актуально в крупных городах страны.

Учеба в вузе дает не только познания в избранной специальности, но и широту мышления, понимание человеческой психологии, без которого невозможно качественно выполнять свою работу.

Профессии социальной направленности — обзор

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.
Читайте также:  Документ удостоверяющий право подписи

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Специалист по социальной работе содействует предоставлению необходимой социальной помощи и услуг гражданам (семьям), проживающим в зоне обслуживания и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Его основные функции:

  • выявление проживающих в зоне обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • формирование банка данных о них
  • установление причин их социального неблагополучия
  • определение характера и объема необходимой социальной помощи и услуг, а также содействие их предоставлению

Студенты данной специальности учатся:

  • Оказывать социальную защиту, помощь и поддержку, предоставлять социальные услуги отдельным лицам и социальным группам (пожилые люди, инвалиды, неблагополучные семьи, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодежные группы риска, мигранты, женщины и мужчины, подвергшиеся насилию и т.д.)
  • Разрешать конфликтные ситуации на различных уровнях (межличностных, межгрупповых, политических, трудовых)
  • Проводить профилактику социально опасных явлений в обществе (терроризм, наркомания, алкоголизм, проституция и т.п.)
  • Проводить консультации по правовым, социальным, психологическим и педагогическим проблемам
  • Разрабатывать региональные, муниципальные и корпоративные социальные программы
  • Участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок в сфере психосоциальной и социальной работы, разрабатывать социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)
  • Создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
  • Проводить деловые переговоры в области организации работы по социальному обслуживанию населения
  • Оказывать первую психологическую помощь различным категориям населения
  • При необходимости оказывать первую доврачебную медицинскую помощь
  • Организовывать и проводить социологические, психологические исследования

Cпециалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

  • диагностическому и прогностическому
  • правозащитному
  • организационно-управленческому
  • предупредительно-профилактическому
  • социально-медицинскому
  • социально-педагогическому
  • психологическому
  • социально-бытовому
  • коммуникативному
  • реабилитационному
  • научно-методическому
  • научному (экспериментально-исследовательскому)
  • лекторско-просветительскому
  • консультативному

Объектами будущей профессиональной деятельности выпускников специальности «Социальная работа» в зависимости от избранного ими направления будут являться:

  • семья, детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения, детские дома, учреждения для лиц с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, культурно-досуговые учреждения, подростковые клубы, детские и молодежные объединения, государственные учреждения социального обслуживания населения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, управления по труду, занятости, социальной защите, центры и отделения занятости населения, управления фонда социальной защиты, отделы социальной защиты населения, центры по начислению и выплате пенсий и пособий, учреждения исполнительной власти, отделы социальной и воспитательной работы учреждений и предприятий, общественные организации и объединения;
  • психологические службы министерств, ведомств и организаций республиканского, областного, городского, районного и учрежденческого уровней, специализированные центры с психологическими службами в своем составе;
  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения и предприятия социальной сферы.

Выпускники специальности «Социальная работа» могут работать на различных должностях в указанных выше типах учреждений образовательной и социальной сфер, органах местной власти и управления, системе органов внутренних дел. Спектр занимаемых должностей велик: специалист по социальной работе, специалист отдела местных органов власти, инспектор по основной деятельности, педагог социальный, педагог- психолог, инспектор по охране детства, стажер младшего научного сотрудника, воспитатель общежития.

Основной областью деятельности выпускников становится работа с социально незащищенными слоями населения – детьми, подростками, молодыми матерями, пенсионерами, мигрантами. Многие выпускники находят свое призвание в правоохранительной деятельности, выбирая должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних или социального педагога; других больше привлекает решение проблем трудоспособного населения, они выбирают путь специалиста службы занятости или социолога.

Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Как и любая другая, специальность «социальный работник» требует наличия определенных навыков и знаний, соответствующих единому профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 677н.
Согласно этому документу, специалист социальной службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:

  • выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
  • выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
  • содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
  • проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
  • выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
  • принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
  • содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.

Наталия Никифорова: Даже спустя 20 лет хожу на работу с удовольствием

Социальный работник территориального центра социального обслуживания «Зюзино»

— Можно сказать, что профессию я выбрала случайно или, возможно, она выбрала меня. В центре работаю практически с открытия — в январе исполнилось 20 лет, как я устроилась. До прихода сюда я мало что знала про эту работу, на тот момент еще и находилась в декретном отпуске. Случайно увидела объявление в газете, где было написано, что открылся центр социального обслуживания и требуются сотрудники. Так я нашла работу и даже спустя много лет хожу сюда с удовольствием.

Я помогаю тем людям старшего поколения и инвалидам, которые находятся на надомном обслуживании. Решаю их бытовые проблемы, помогаю в уборке, разогреваю еду, кормлю и делаю многое другое. Еще нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу. Как правило, это одинокие или одиноко проживающие люди. Зачастую их родственники живут далеко и у них нет возможности часто навещать близкого человека.

Читайте также:  Можно ли выписаться из квартиры находясь в другом городе

Есть люди очень позитивные и открытые, несмотря на заболевания и какие-то жизненные проблемы. С такими легко общаться. Есть люди посложнее, но и к ним удается ключик подобрать. Все разные, как, собственно, и мы.

Есть у меня семейная пара на обслуживании, супруги вместе прожили уже больше 65 лет. Это тот самый случай, когда приходишь к ним с хорошим настроением и уходишь со спокойной и легкой душой. Они никогда не жалуются, не перекладывают свою боль на другого человека, наоборот, стараются поделиться своим душевным теплом. Старшее поколение, наши ветераны — это вообще золотой фонд, у которого есть чему поучиться.

Наталья Дубовенко: Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино»

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания. Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку. Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.

«Профессиональная деятельность в социальной сфере»

Профессия предполагает работу, связанную с защитой прав и законных интересов детей, инвалидов, недееспособных граждан и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Специалист органа опеки и попечительства также проводит профилактическую работу и осуществляет предотвращение нарушений в отношении опекаемых граждан. Помимо этого он реализует государственные программы, направленные на улучшение условий жизни населения, осуществляет надзор за опекунами и попечителями. Средняя зарплата специалиста – 18 500 рублей.

Специалист, работающий над адаптацией детей и подростков в обществе. Цель его деятельности – формирование навыков социальной жизни у ребенка, его интеграция в собственную или приемную семью, консультационная помощь родителям в вопросах воспитания. В процессе работы педагог обязан выявлять опасности для развития и эмоционального состояния детей и своевременно принимать меры по их устранению. Средняя зарплата специалиста с опытом работы от 2-х лет в России составляет 18 000 рублей.

Ученый, занимающийся исследованиями общества и социальных процессов. Целью его работы является выяснение текущей ситуации, настроений, а также прогнозирование различных событий. Прикладная социология часто предполагает ведение исследовательской деятельности по заказу государства, бизнеса и общественных организаций. Нередко ученые специализируются на социальных феноменах и обособленных объектах. Средняя зарплата социолога с ученой степенью составляет 28 000 рублей.

Одна из профессий «ближайшего будущего» которая должна появиться в России до 2020-го года. О необходимости подготовки специалистов соответствующего профиля заговорили 3 года назад, когда остро встал вопрос о проблеме адаптации трудовых мигрантов. Ежегодно их численность увеличивается, а проблема с интеграцией этих людей в общество не решается. Ввиду отсутствия инициатив о введении визового режима между Россией и Средней Азией ожидать оттока трудовых мигрантов не приходится. Соответственно актуальность профессии будет только расти. Предполагаемая средняя зарплата специалиста по адаптации мигрантов – 40 000 рублей.

Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

1. Материальные факторы.

  • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
  • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
  • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
  • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

Педагогическая деятельность

Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

  • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
  • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

  • Общественное питание;

  • Коммунальное обслуживание — ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

  • Пассажирский транспорт, связь.

Читайте также:  Отмена обязательного ТО для ОСАГО

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

  • здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

  • образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

  • социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

  • культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

  • спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:

1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.

Ключевые понятия и категории.

Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

«Социальные гарантии» – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

В социальной политике государства можно выделить два направления:

1. Учет и эффективная реализация основных видов социальной работы: социальной диагностики, социальной профилактики, социального надзора, социальной терапии, социальной адаптации, социальной реабилитации, социального обеспечения, социального страхования, социальной опеки, социальной помощи, социального консультирования, социальной экспертизы, социального попечительства, социальных нововведений, социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты:

• группы и слои, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны; труженики тыла; одинокие пожилые люди и семьи; беженцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, имеющие детей-инвалидов; многодетные семьи; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети и т.д.

• различные сферы жизнедеятельности социального характера: производственную и социальную инфраструктуры; городскую, сельскую, а также промежуточную форму расселения; здравоохранение; образование; науку; культуру; культурно-досуговую; социально-этническую; бытового обслуживания. Государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных.

Психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оздоровлению среды их обитания.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики.

Задачи современной социальной политики.

• освоение зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения при осознании необходимости в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России:

• организация адресной помощи наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности;

• борьба с безработицей:

• сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи;

• предупреждение негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа.

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Профессии будущего в туризме и гостеприимстве

Мировые экономики растут, поэтому все больше людей могут позволить себе отправиться в путешествие. Туристов станет больше, но мест на Земле больше не становится. Сфера туризма столкнется с вызовом — удовлетворить запросы путешественников и сделать все, чтобы они вернулись снова. Для этого придется переосмыслить подход к планированию и организации путешествий, клиентскому сервису и проектированию пространств.

  1. Режиссер индивидуальных туров — специалист, разрабатывающий программы отдыха, опираясь на запросы и возможности конкретного человека. Все время тура он остается на связи и сопровождает клиентов виртуально.

  2. Консьерж робототехники

  3. Разработчик интеллектуальных туристических систем


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...