Подсудность административных правонарушений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подсудность административных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Комментарий к ст. 29.5 КоАП

Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП РФ, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.

Подведомственность административных дел

1. Понятие подведомственности. Согласно устоявшемуся пониманию подведомственность — это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того или иного государственного и иного органа; это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Подведомственность обеспечивает четкое и целесообразное распределение юридических дел между различными юрисдикционными органами. Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК, ст. 27 — 33 АПК, ст. 1 и 17 КАС, ст. 11 ГК, ст. 18 — 23, 27, 35, 41 СК и др.).

2. Общие правила подведомственности в сфере административного судопроизводства. В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Какие дела подсудны мировому судье?

Подсудность мировых судей по гражданским делам прописана в статье 3 ФЗ-188, статье 23 ГПК РФ.

В ведомстве данного судебного звена находятся вопросы, касающиеся:

  • выдачи судебного приказа;
  • развода, если муж и жена не конфликтуют по поводу детей;
  • раздела общесемейной собственности после развода, если сумма требования не больше 50 000 руб.;
  • решения других семейных конфликтов;
  • имущественных споров при сумме требования не более 50 000 руб.;
  • установление порядка пользования движимой собственностью и недвижимостью.

Специальные законы относят к зоне ответственности мировых судов и прочие вопросы.

Не находятся в ведомстве данного суда споры, касающиеся:

  • отцовства (материнства);
  • лишения и ограничения родителей прав в отношении детей;
  • усыновления (удочерения);
  • прочих конфликтов, касающихся несовершеннолетних лиц;
  • недействительности брака;
  • наследования;
  • интеллектуальной деятельности.

Исключительная подсудность районного суда

Исключительная территориальная подсудность означает, что требования будут рассмотрены только в конкретном суде, изменить эту подсудность договором или выбрать истцу невозможно.

К гражданским делам, рассматриваемым по правилам исключительной подсудности, относятся:

  • нарушение прав на принадлежащее человеку здание, сооружение, земельный участок или любой другой стационарный объект, включая наложение ареста на подобные объекты;
  • требования, выставляемые кредиторами человека, открывшего наследство, до того момента, как наследуемое имущество будет распределено между потенциальными наследниками;
  • нарушения перевозчиками грузов условий транспортных договоров.

§ 3. Подведомственность (подсудность) дел

об административных правонарушениях
судьям

Общее правило: в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 22.1, п. 1 ч. 2 ст. 22.1, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП
РФ дела об административных правонарушениях,
разрешение которых законом отнесено к
компетенции судебной власти, рассматриваются
мировыми судьями. Дела об административных
правонарушениях, входящие в сферу
судейской компетенции, перечислены в
ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ (см. Приложение N 1).

Внимание. В исключительной подведомственности
мировых судей находятся дела об
административных правонарушениях,
предусмотренных законами субъектов
Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 22.1 КоАП
РФ).

Исключение 1. Часть 2 ст. 23.

1 КоАП РФ
содержит перечень дел об административных
правонарушениях, которые рассматриваются
судьями в случаях, если орган или
должностное лицо, к которым поступило
дело о таком административном
правонарушении, считают необходимым
передать его на рассмотрение судье (см.
Приложение N 2). В отношении этих составов
возможность отнесения их рассмотрения
к компетенции суда поставлена законодателем
в зависимость от усмотрения соответствующего
административного органа или должностного
лица.

Исключение 2. Дела об административных
правонарушениях, указанных в частях 1
и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных
военнослужащими, гражданами, призванными
на военные сборы, рассматриваются
судьями гарнизонных военных судов (абз.
1 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) .

———————————

Читайте также:  налоговые льготы по имущественным налогам для граждан.

См.: Постановление заместителя
Председателя Верховного Суда РФ N
19-Ад04-5 // Судебная практика по делам об
административных правонарушениях / Под
ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. С. 206 — 207.

Исключение 3. В абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ
предусматривается, что дела об
административных правонарушениях,
указанных в частях первой и второй
данной нормы, производство по которым
осуществлялось в форме административного
расследования, рассматриваются судьями
районных судов.

Если дело, по которому производилось
административное расследование,
поступило на разрешение в административный
орган, к должностному лицу, то они обязаны
передать его на рассмотрение суда, так
как в п.

2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ установлена
исключительная судебная подведомственность
в отношении таких дел. В качестве
компетентного суда, полномочного
рассматривать эти дела, в законе определен
районный суд.

Эта позиция нашла свое отражение в пп.
«а» п. 3 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации
от 24 марта 2005 г.

N 5 «О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях»,
где разъясняется, что дела об
административных правонарушениях,
указанные в ч. 1 и 2 ст. 23.

1 КоАП РФ, в том
случае, когда по делу проводилось
административное расследование (ст.
28.7 КоАП РФ), рассматривают судьи районных
судов .

———————————

См.: Постановление заместителя
Председателя Верховного Суда РФ N
19-Ад04-5 // Судебная практика по делам об
административных правонарушениях / Под
ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. С. 206 — 207;
Обзор законодательства и судебной
практики Верховного Суда РФ за IV квартал
2007 г. Ответы на вопросы N 10 и 11 // Приложение
N 5.

Исключение 4. Судьями районных судов
рассматриваются дела об административных
правонарушениях, влекущих административное
выдворение за пределы Российской
Федерации (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Исключение 5. Судьями районных судов
рассматриваются дела об административных
правонарушениях, влекущих административное
приостановление деятельности (абз. 2 ч.
3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Исключение 6. По смыслу ч. 3 ст. 23.1 КоАП
РФ все дела об административных
правонарушениях в отношении юридических
лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, должны рассматриваться судьями
районных судов, так как в отношении
данных субъектов санкции статей
предусматривают административное
приостановление деятельности .

———————————

См.: Обзор законодательства и
судебной практики Верховного Суда РФ
за IV квартал 2007 г. Ответ на вопрос N 11 //
Приложение N 5.

Исключение 7. Дела об административных
правонарушениях в отношении граждан и
должностных лиц, привлекаемых к
административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.

4 КоАП РФ («Продажа товаров,
выполнение работ либо оказание населению
услуг ненадлежащего качества или с
нарушением санитарных правил»),
рассматриваются мировым судьей, поскольку
для данных субъектов административных
правонарушений санкцией не предусмотрено
административное наказание в виде
административного приостановления
деятельности .

———————————

См.: Обзор законодательства и
судебной практики Верховного Суда РФ
за IV квартал 2007 г. Ответ на вопрос N 11 //
Приложение N 5.

Исключение 8. Мировыми судьями
рассматриваются дела по всем иным
статьям, где санкции за совершение
административного правонарушения
предусматривают наказание для физических
лиц в виде штрафа, а для юридических лиц
и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, — в виде штрафа и административного
приостановления деятельности .

———————————

См.: Обзор законодательства и
судебной практики Верховного Суда РФ
за IV квартал 2007 г. Ответ на вопрос N 11 //
Приложение N 5.

Исключение 9. Судьи арбитражных судов
рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ст.
6.14 («Производство либо оборот этилового
спирта, алкогольной или спиртосодержащей
продукции, не соответствующих требованиям
государственных стандартов, санитарным
правилам и гигиеническим нормативам»)
, 7.

24 («Нарушение порядка
распоряжения объектом нежилого фонда,
находящимся в федеральной собственности,
и использование указанного объекта»
), 9.4 («Нарушение требований
проектной документации и нормативных
документов в области строительства»),
9.

5 («Нарушение установленного порядка
строительства, реконструкции, капитального
ремонта объекта капитального строительства,
ввода его в эксплуатацию»), 14.1
(«Осуществление предпринимательской
деятельности без государственной
регистрации или без специального
разрешения (лицензии)»), 14.10 («Незаконное
использование товарного знака»),
14.

11 («Незаконное получение кредита»),
14.12 («Фиктивное или преднамеренное
банкротство»), 14.13 («Неправомерные
действия при банкротстве»), 14.14
(«Воспрепятствование должностными
лицами кредитной организации осуществлению
функций временной администрации»),
ч. 1 и 2 ст. 14.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.
Читайте также:  Расторжение договора с управляющей компанией в одностороннем порядке

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

В нормах приводятся прямые указания на подсудность мировых судей. Характеризуя данный процесс относительно районных инстанций, законодатель использует метод исключения. Также установлен порядок, в соответствии с которым дела, предусмотренные Федеральным законом, рассматривают военные или прочие специализированные суды. Эти правила предусмотрены в ст. 25 ГПК. Военные суды рассматривают дела, которые вытекают из административных и гражданских правоотношений, касающихся вопросов защиты оспариваемых или нарушенных интересов, законных прав, свобод служащих ВС и прочих войск, формирований, граждан, органов от бездействия/действия уполномоченных инстанций, должностных лиц и вынесенных ими решений.

Здесь следует отметить, что пространственное распределение в данном случае в законе не предусмотрено. В этой связи применяется правило подсудности по ч. 2 ст. 254 ГПК. Согласно ему, жалобы и иски подаются по месту, где находится орган военного управления либо проживает военнослужащий. Другие специализированные суды в РФ не предусмотрены. Однако вопрос о формировании административных инстанций обсуждается в Госдуме. В целом же, вопросы территориальной и предметной подсудности мировых, областных, краевых, субъектных, специализированных и прочих судов достаточно четко прописаны в законе. При этом нормы дают возможность в ряде случаев выбирать уполномоченную инстанцию.

Компетенция мировых судей

Подсудность административных дел КоАП – это компетенция мировых судей. Административные дела, подсудные мировому судье, дают возможность определить конкретного судью, имеющего полномочия для судебного разбирательства.

В судебной практике мировых судей, как правило, преобладают правонарушения в области дорожного движения или предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правовых нарушений против общественного порядка и общественной безопасности.

Наиболее частые дела о правонарушениях предусмотрены в списке положений ч. 1-2 ст. 12.8, ч. 1-3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ст. 12.24 РФ. Мировые стражи правосудия рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).

Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют права и полномочия федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленные Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба выполняет вышеперечисленные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.

Административное расследование

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования является исчерпывающим.

При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, а именно: в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Читайте также:  Льготы для пенсионеров в пермском крае труженник тыла

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. Течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

Истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Подсудность районных судов

К подсудности районных судов законом отнесены все споры, не отнесенные к подсудности мировых судей, военных и вышестоящих судов, в числе которых:

  • Все семейные споры, за исключением дел о расторжении брака, не отягощенных спором о детях, и дел о разделе имущества супругов с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей (с 01.10.2019)
  • Жилищные споры, включая дела об определении порядка пользования жилым имуществом (с 01.10.2019)
  • Имущественные споры, по которым цена иска превышает пятьдесят тысяч рублей
  • Имущественные споры о защите прав потребителей с ценой иска свыше ста тысяч рублей (с 01.10.2019)
  • Споры неимущественного характера: о возмещении вреда здоровью, морального вреда, и др.
  • Наследственные споры
  • Трудовые споры
  • Споры о правах на недвижимое имущество
  • Споры, касающиеся интеллектуальной собственности
  • Дела, рассматриваемые в порядке особого производства: об установлении юридически значимых фактов, признании гражданина недееспособным, ограничении в дееспособности, признании безвестно отсутствующим, объявлении умершим и другие, перечисленные в ст. 262 ГПК РФ.

Дела, подсудные верховным судам республик, краевым, областным, городским судам, а также Верховному Суду РФ определены в ст. 26 ГПК РФ, главе 45 ГПК РФ, и ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Территориальная подсудность

Законом установлены следующие правила территориальной подсудности:

  • Общая подсудность (ст. 28 ГПК РФ) – когда иск подается в суд по месту жительства ответчика
  • Альтернативная подсудность (ст. 29 ГПК РФ) – когда иск может быть подан в суд как по месту жительства ответчика, так и по месту жительства истца
  • Исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ) – когда законом установлена точная подсудность дела. Помните, что родовая и исключительная подсудности строго определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон
  • Договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ) – когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность спора, то есть в договоре прописывается конкретный суд, к котором будет рассматриваться спор. Однако изменить стороны могут только общую и альтернативную подсудность
  • Подсудность по связи дел (ст. 31 ГПК РФ) – устанавливает, что иск к нескольким ответчикам может быть подан по месту жительства любого из них, а встречный иск подается тому же судье, который рассматривает основной иск

Зная эти правила, вы сможете правильно определить суд для подачи своего искового требования. Это один из важнейших моментов при обращении в суд, поскольку несоблюдение правил подсудности влечет возвращение иска судом. А это существенно затянет процесс восстановления вашего нарушенного права, ведь иск придется подавать заново в другой суд.

Кроме того, неправильная подача иска может нести в себе риск пропуска срока исковой давности. К примеру, если исковое заявление подано в последние дни срока исковой давности и иск будет обоснованно возвращен судом в связи с нарушением правил подсудности, и если к моменту новой подачи иска в другой суд срок исковой давности будет окончен, то восстановить его будет крайне затруднительно, а при отсутствии других уважительных причин, практически невозможно. Разумеется, срок исковой давности может быть применен судом только по заявлению ответчика.

Помните — сам по себе факт того, что вы уже подавали иск в рамках срока исковой давности, при том, что иск был возвращен именно в связи с явным нарушением правил подсудности, в дальнейшем не будет являться основанием для восстановления этого срока. Поэтому к данному вопросу нужно отнестись ответственно.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...