Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Структура профстандарта педагога

Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.

Структура профстандарта педагога включает в себя:

  • точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
  • перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
  • подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
  • информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.

Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:

  1. рекомендации по внедрению профессионального стандарта
  2. требования к «электронной компетенции»
  3. требования для учителей, преподающих отдельные предметы
  4. психологические требования

Соответствие педагога профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.

Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.

Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.

Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.

Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

Применение профстандартов на практике

Внедрение стандартов для должностей включает ряд определенных этапов:

  • Утверждение регламента, где указаны основные параметры внедрения: сроки, процессы, ответственные за это руководители.
  • Исследование особенностей деятельности действующих сотрудников: нагрузки, обязанностей, квалификации.
  • Поиск профстандартов, подходящих по профилю их деятельности, и внесение соответствующих изменений в кадровую документацию.
  • Выработка критериев по оценке уровня работников и претендентов на трудоустройство.
  • Внедрение мероприятий по повышению уровня сотрудников, а также по выполнению ими профильных функций.
  • Проведение востребованных преобразований в организационной сфере: перераспределение обязанностей, введение новых позиций, переименование старых.

Итоговыми результатами для работодателя станет совершенствование системы кадрового делопроизводства, процессов трудоустройства и внутренних перемещений сотрудников, а также возможность корректно отправлять подчиненных на переобучение.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Читайте также:  Приобретательная давность на земельные участки и недвижимое имущество.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Для чего введен профстандарт и почему он должен измениться?

До введения профстандарта деятельность кадров в ДОУ регулировал ЕКС о должностях руководителей, служащих и специалистов. В справочнике были указаны только общие требования и характеристики. Сейчас профессиональный стандарт регулирует деятельность воспитателей ДОУ наравне с ФГОС.

Изначально профстандарт педагогов ДОУ разработали для следующих целей:

  1. Создание единого списка требований к работе педагога дошкольного образования и квалификации специалиста. Это упростило поиск новых кадров и составление должностных инструкций. Также специалисты смогли четко понять, могут ли они претендовать на должность педагога ДОУ.

  2. Создание и использование единой системы оценки профессиональной подготовки педагога, что делает проверку знаний объективнее.

Какие нововведения ждут педагогов дошкольного образования к концу 2021 года?

Введение профстандарта скажется на всех сотрудниках ДОУ: от воспитателей младшего дошкольного возраста в детских садах до педагогов. Новые требования к воспитателям разделит профессиональное обучение по соответствующим направлениям. Это может означать узконаправленность профессии (няня может быть только няней). Или, наоборот, повышение масштабности групп — педагог ДОУ может вести любую группу детей или перейти в начальное образование.

Существуют довольно спорные утверждения, что учителя начальной школы не смогут работать в ДОУ и наоборот без дополнительной переподготовки. С выходом нового профстандарта младшего воспитателя 2021 года эта ситуация должна проясниться.

Профстандарты для педагогов в 2021 году

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам3 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы А/01.6 6.1
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы А/02.6 6.1
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания А/03.6 6.1
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы А/04.6 6.1
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы А/05.6 6.2
В Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых В/01.6 6.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования В/02.6 6.3
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ В/03.6 6.3
С Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий С/01.6 6.2
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых С/02.6 6.3
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности С/03.6 6.3

Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 N 298Н

Наименование

Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Код

С

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Педагог-организатор

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых

Высшее педагогическое образование – магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых

Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых

Читайте также:  Штраф за вождение автомобиля без наличия водительских прав в 2023 году

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Требования к опыту практической работы

При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет

При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2357

Преподаватели по программам дополнительного обучения

ЕКС

Педагог-организатор

ОКПДТР

25481

Педагог-организатор

ОКСО

050710

Педагогика дополнительного образования

Любые направления подготовки и специальности

Новый профстандарт для преподавателей вузов может появиться в течение полугода

Сегодня в СМИ заговорили об отмене профстандарта для высшей школы. Напомним, практически для каждой сферы деятельности в России существует свой профессиональный стандарт. В нем — квалификации, навыки и умения, уровень образования, «трудовые обязанности», которыми должен владеть кандидат на ту или иную должность.

В Минобрнауки «РГ» рассказали, что действующий с 2015 года профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» действительно решено отменить — после долгого обсуждения с экспертами Минтруда, Совета Федерации и Национального совета при президенте по профквалификациям.

Чем не угодил стандарт и что грозит вузовским преподавателям, «Российской газете» рассказала первый заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова.

— Еще два года назад был поднят вопрос о том, что действующий профстандарт ограничивает доступ в вузы специалистов так называемых «реальных» практик, — объясняет Юлия Валерьевна. — Дело в том, что по стандарту к работе, например с магистрантами в вузе, можно было привлечь только «остепененного» специалиста, то есть того, кто не «ниже» доцента. А люди с огромным опытом работы на производстве, например, или просто классные специалисты в той или иной профессиональной сфере без степени могли рассчитывать максимум на позицию ассистента преподавателя — одну из самых простых. С соответствующей оплатой труда. Ясно, что опытные «практики» не спешили в вузы, а студенты, в итоге, не получали важнейших знаний из реальной профессиональной жизни.

По словам Юлии Смирновой, это первый случай, когда стандарт отменен без одновременного ввода замещающего документа. Но это не проблема.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

6

Общепедагогическая функция. Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

Развивающая деятельность

A/03.6

6

B

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

5 — 6

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

B/01.5

5

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

B/02.6

6

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Модуль «Предметное обучение. Математика»

B/04.6

6

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

B/05.6

6


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...